Проблема свободы в музыке романтической эпохи

Культура романтизма » Проблема свободы в музыке романтической эпохи

Страница 3

В литературе романтизма тематика и философия всемирного зла – достояние таких жанров, как готический роман, как «драма рока»; она встречается и во многих произведениях Байрона, резко окрашивает творчество К.Брентано и Гофмана; в Америке она овладела Э.По и Н.Хоторном. Фигура «романтического злодея», человека черных помыслов и черных дел, возникало внутри этих жанров драмы и романа.

Романтики хотели найти историческую реальность, социальное тело, которое вмещало бы без оговорок красоту бесконечной жизни, индивидуальной свободы, вечной новизны. По несчастью их судьбы именно эти поиски и приводили подчас к самым жалким развязкам. Устремленный вперед, в будущее, они редко становились, однако, апологетами, провинциализма, средневековья, как оно сохранилось еще в политическом и общественном быту европейской нации.

В России возникновение и развитие романтизма обусловлено подъемом национального и личного самосознания , характерным для первого десятилетия после окончания Отечественной войны 1812, а также вовлечением русской литературы в общеевропейский идеологический и литературный процесс.

Еще в 10 – е гг. 19 в. в русской литературе складываются идейно – содержательного и стилевые тенденции, развивавшиеся позже в различные течения русского романтизма. Так, творчество Н. И. Гнедевича, П. А. Катенина, Ф. Н. Глинки,, ориентированно на просветительскую гражданскую традицию, предваряет в историко – литературной перспективе течение гражданского романтизма (политическая лирика А. С. Пушкина, поэзия К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, отчасти А. И. Одоевского, повести 20 – х гг. А. А. Бестужева). Поэзия В. А. Жуковского, сочетавшая предромантические и романтические элементы, стоит у истоков философско-психологического течения. В его же поэзии звучит и тема свободы.

Среди многих проблем, встающих перед исследователями поэзии Жуковского, на первом месте оказывается совершенно новый для русской поэзии той эпохи романтический принцип «самовыражения» поэтического «я», т.е. собственной свободы. В творческом воплощении Жуковского принцип этот явился той новаторской стороной художественного мышления русских поэтов XIX века, которая позволила им существенным образом обогатить мировую лирику новыми способами поэтического видения мира.

В начале XIX века ведущей темой русской лирики становится человеческая свобода (индивидуальность) во всем богатстве ее «развертывающегося» сознания. Когда В.Г. Белинский во второй главе цикла статей «Сочинения Александра Пушкина» формулировал свое определение романтизма: «…теснейшим и существеннейшем своем значении романтизм есть ничто иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца», - то он имел в виду, прежде всего творчество Жуковского, «поэта стремления, душевного порыва к неопределенному идеалу».

Романтическая лирика Жуковского открыла безграничность движения мыслей, чувств, стремлений, впечатлений, намерений человеческого «я», их не сводимость к рациональным мотивировкам, к одномерности и однокачественности.

В стихотворении Жуковского «Море»:

Безмолвное море, лазурное море,

Стою, очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышешь; сметенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышет твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое светлое небо к себе?

Романтический герой Жуковского открывается в своих чувствах, прежде всего природе и возвышается над границами духа и органического мира.

Оригинальность достигается ни столько способами выражения, сколько одуховлетворяющей способностью лирического «я».

Вопрос о свободе поэтической личности, поставленной здесь поэтом в плане свободы самосознания (как наиболее независимой, по взглядам романтиков в сфере человеческого существования), закономерно привел Жуковского к выводу о том, что совершенной свободой поэтического волеизъявления обладает человек, отказавшийся от пассивных ощущений в пользу доброй воли, четких моральных критериев жизненного поведения. Поэт тогда достигает полноты и искренности самовыражения, когда он исполняет нравственный закон, согласно которому, то, чем он должен быть, и то, что он есть совпадает.

Эстетическая ценность личности состоит, прежде всего, в сохранении верности самому себе, т.е. сохранение личной свободы, в положительной «сущности души». Личность человека, по Жуковскому, в целом неавтономна, связана с устойчивыми и всеобщими этическими ценностями.

Романтический принцип индивидуальной свободы у Жуковского глубоко этичен, хотя и расплывчат, неопределен. Всякий безличный закон ложится бременем на свободу человека, который представляет собой не чистый разум, а незаконченное творение.

Идеал свободы у Жуковского выступал в конкретных политических условиях XIX века как идеал свободного самосознания, и это было хотя и исторически преходящей и иллюзорной, но для того времени прогрессивной формой его существования. Именно в свете идеала раскрепощенного сознания у Жуковского рисуются мечты и надежды лирического героя, раскрывается его духовная устремленность. Личность является средоточением романтического идеала свободы, целое реализуется через подчеркивание своего важнейшего атрибута. «Наше счастье в нас самих !» - заявляет Жуковский еще в 1805 году.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Синодальная эпоха
(Период максимальной централизации) Все новые издания богослужебных книг утверждаются Синодом. Причем правом первого издания основного круга богослужебных книг обладала только Москва. В середине XIX века вопрос о языке богослужения начи ...

Грамматические модели в качестве истолкователей действительности
Лингвистический материал приведенных выше примеров ограничивается отдельными словами, фразеологическими оборотами и словосочетаниями определенного типа. Изучая влияние такого материала на поведение людей, нельзя не думать о том, какое нес ...

Александринский театр
На Александринской площади находился деревянный Итальянский павильон. Его решено было переделать в театр. В 1801 году деревянный театр по проекту В. Бренны был готов. Вначале его называли театр Казасси по имени руководителя труппы, но с 1 ...