Увеселительные сады и вокзалы в России до середины XIX века

Статьи » Увеселительные сады и вокзалы в России до середины XIX века

Страница 4

Весной 1854 года император Николай I утвердил “Правила касательно учреждения различного рода публичных увеселений и простонародных забав в столицах”. Согласно этому законодатель-ному акту, отныне монопольное право на организацию концертов и других представлений пренадлежало Дирекции императорских театров. Всякого рода представления могли даваться в столицах лишь с разрешения Дирекции и при условии отчисления 1/4 части чистого сбора.

Утверждение монополии Императорских театров имело под собой экономическое основание, так как расходы театральной дирекции значительно превышали сумму сборов. Уничтожая конкуренцию с частными увеселительными предприятиями, правительство надеялось добиться некоторого сокращения дефицита казённых театров.

Таким образом, содержание публичных частных увеселительных садов стало экономически не выгодным и большинству из них пришлось закрыться.

Увеселительные сады в России способтвовали развитию современных эстрадных жанров и “лёгкой, развлекательной” музыки. Если на сценах театров Москвы и Петербурга господствовала строгость и представительность, исполнялись в основном серьёзная опера и многоактные пьесы, то в загородных садах преобладали лёгкие комические жанры и эстрадные дивертисменты. Основой представлений являлось развлекательность и увеселение публики.

Поначалу увеселительные сады организовывались для высшего дворянства не с целью заработка денег (наоборот большинство дворян разорялась, проводя подобные увеселения), а с целью приобретения определённого имиджа в обществе. Впоследствии, когда предпрениматели начали понимать, что подобные увеселения могут приносить неплохой доход, начали организовываться публичные сады. Формы организации были различными. Это могли быть и единоличные предприятия, но, как правило, они организовывались в форме акционерных обществ, для привлечения большего начального капитала и партнёрства. Некоторые антрепренёры организовывали сады, арендовав участок земли и построив там нечто подобное сцене и гостинным залам. Впоследствии они приглашали исполнителей, выплячивая им гонорары из средств, полученных за реализацию входных билетов, а разницу брали себе.

Широкую популярность вокзалам приносил репертуар. Чем новее, оригинальнее и интереснее была программа, тем больше было шансов на успешное экономическое положение. В садах выступали не только оркестры и отдельные музыканты, но и циркачи, спортсмены, акробаты, фокусники. Зрелищность придавали также и вечерние фейерверки, устроение которых поручалось порой и иностранным мастерам.

Педставления организовывались на любой вкус. Для ценителей и любителей музыки - роговые и камерные симфонические оркестры, для любителей театра - одноактные комедии, для любителей карточной игры - беседки или специальные залы, для любителей танцев - специальные площадки. Единственными людьми которые были “чужие на этом празднике жизни” были люди не умеющие веселиться.

Важным и с самым большим недостатком подобного рода предприятий была их зависимость от погоды.

Увеселительные сады XIX века послужили праобразом сегодняшнего Центрального парка культуры и отдыха. Посетители в праздничные и воскресные дни могут посмотреть выступления артистов разных жанров на летней сцене, потанцевать вечером на дискотеке, покататься на лодках, прокатиться на атракционах, пообедать или поужинать, поиграть в шахматы и карты, посмотреть видео фильм или просто посидеть на лавочке и посмотреть на фонтан.

Сейчас в столице ведётся реконструкция сада “Эрмитаж”. Организаторы хотят восстановить его прежнюю славу и прежднее назначение. Теперь уже функионирует театр и ночная дискотека.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Социально-политическая культура Древней Греции
На протяжении всего периода своего существования Греция представляла собой конгломерат городов-государств, которые время от времени объединялись в некрепкие союзы. Нередкими были случаи, когда одни города вступали в союз с неприятелем про ...

Пассионарная индукция
Пассионарность обладает важным свойством: она заразительна. Это значит, что гармоничные и импульсивные люди, оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны. Но как только ...

Михайловский замок
Территория ансамбля располагалась на правом берегу реки Фонтанки, недалеко от её истока, за вторым летним садом, с южной стороны верховья реки Мойки, и занимала часть обширной территории Третьего Летнего сада. Здесь, на берегу Фонтанки и ...