Увеселительные сады и вокзалы в России до середины XIX века

Статьи » Увеселительные сады и вокзалы в России до середины XIX века

Страница 2

В Петербурге существовал также и императорский Летний сад для представителей высшего дворянства. Известны также загородные сады отдельных помещиков для избранной публики: Аптекарский, или Ботанический, сад графа Разумовского на Крестовском острове; в этом саду для увеселения публики закидывались сети для ловли рыбы; тут же находился трактир, где посетителей угощали напитками и различными блюдами; Каменный остров с увеселительным садом в голландском стиле с беседками графа Бестужева-Рюмина. Известен был также и сад гофмаршала Елагина. Здесь в праздничные дни играла музыка, выступали артисты и организовывались фейерверки. Дворецкому было приказано угощать всех желающих обедом и ужином.

Некоторые богатые помещики устраивали праздники для друзей в своих садах, ничуть не отличавшиеся от императорских. Так, например, некто Ганин тратил на проведение вечера не менее пяти тысяч рублей. По его приказу создавались из зелени и цветов множество беседок, храмов и других замысловатых строений. Крепостная прислуга была загримерована и переодета под нимф, сильфид и амуров. Кругом играла музыка, горели бенгальские огни, а по вечерам устраивались фейерверки. Многие помещики, давая такие представления за счёт средств, полученных в кредит, часто не думали о расплате. Это порой заканчивалось для них трагически.

Одним из самых известных в Петербурге конца XIX века увеселительных садов подобного рода был - Сад Минеральных Вод. Акционерное общество Минеральных Вод было основано в 1833 году с капиталом в 56 000 рублей. Поначалу здесь проводились только балы, но впоследствии общество дачников устроило в саду и залах разные игры, буфет и музыку. Слава же к ним пришла с начала пятидесятых годов, когда их антрепренёром стал Ив.Ив.Излер. “Это был не столько новый по типу, сколько новый по своим масштабам увеселительный сад, рассчитанный на среднюю и мелкую буржуазию”. Его организаторы сделали ставку на сравнительно широкую доступность всех зрелищ, особенно воскресных гуляний, которые собирали тысячи петербуржцев. Для этого в воскресные дни ставились особые эстрадные программы, объединённые по тематическому признаку.

Организаторы стремились к зрелищности и к разнообразию эстрадных программ, стремлению подать их в эффектной форме. Так репертуар 1850 года состоял из:

“В концертном зале:

Оркестр гвардии Кавалергардского полка с солистом, известным кларнетистом г. Васильевым;

Дуэт тенора и баритона;

Виртуозы игры на цимбалах;

Хор московских цыган под руководством Ильи Соколова”.

В театре:

Полковые песенники, плясуны и музыканты;

Гимнастические упражнения;

Бальный оркестр г.Шлецингера”.

Репертуар 1853 года:

“ В концертном зале:

Бальный оркестр п/у г. Шиндлера;

Тирольские певцы;

Соло-флейтист;

Трио в составе сопрано, тенора и баритона;

Дуэт на концертино;

Па-де-де и вариации из балета;

Акробатические упражнения;

Живые картины в нескольких переменах, с дивертисментом.

В эстрадном театре:

Бальный оркестр п/у Иоганна Гунделя;

Фокусник-трансформатор;

Гимнастические представления;

Атлетические упражнения;

Аттракцион: группа арабов-кабилов - скачки, игры и соревнования в единоборстве.”

Позднее, в конце века, на месте “Сада Излера” был построен новым антрепренёром сад “Аркадия” и был оформлен им в мавританском стиле.

В 1836 году в Павловске был построен первый, в смысле движения поездов, вокзал в виде полукруга в 350 футов, соединяющий Царское село с Петербургом. Общество Царскосельской железной дороги выстроило также залы для балов и концертов и общей столовой. В самом большом зале находился фонтан, построенный иностранным мастером. Следующей весной 1837 года, согласно проекту, стали функционировать на его территории концертные площадки и танцевальные залы с эстрадой. Здесь Павловский музыкальный вокзал служил не только как место народных гуляний и концертов, но и как пункт посадки пассажиров в поезда. В 1844 году большая часть Павловского вокзала сгорела и на месте егобыл сооружён новый.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Жостовская роспись
Русский народный художественный промысел; возник в начале 19 века в деревне Жостово (ныне Мытиженский район Московской области). Декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: букеты, фрукты, исполненные ...

«Троица» Андрея Рублева
Русские люди, только что избавившиеся от иноплеменных, создают художественные ценности мирового значения. Среди них первое место принадлежит творению Андрея Рублева, его "Троицы", иконе из иконостаса Троицкого собора Сергиева мо ...

Особенности канонизации святых в православии
Свои особенности в истории православия имеет и процесс канонизации (перечисление к святому лику) русских святых. Показательна в этом отношении история Бориса и Глеба (первых русских чудотворцев православной церкви), причисленных к лику св ...