Струнные инструменты в Испании XV - XVII века

Статьи » Струнные инструменты в Испании XV - XVII века

Страница 4

Восьмисотлетняя борьба за свою свободу укрепила мужественный дух испанского народа, обострила интерес к национальной истории, к ее героическому прошлому. Здесь следует назвать народный эпос «Песнь о Сиде» и многие романсы об испанских героях. Яснее всего национальный дух проявился в жанрах романса и вильянсико, пришедших из народного искусства в профессиональную поэзию и музыку.

Само название вильянсико (деревенская песня) свидетельствует о народном происхождении жанра. В XV — XVI веках этот жанр стал популярным в самых широких слоях испанского общества — в том числе и при дворе — большое количество вильянсико дошли до нас, благодаря изданному около 1500 года «Придворному песеннику» («Cancionero del palacio») . Жанр этот отличает определенная форма стиха, всегда написанного на испанском языке, а не на латыни. Характер же отдельных вильянсико значительно отличается друг от друга. Ис-полнялись они самыми различными составами: одним голосом или одним инструментом, трех-пятиголосным вокальным или инструментальным ансамблем.

Как отмечено выше, романсы и вильянсико составляли существенную часть репертуара виуэлы. Испанские исторические романсы повествуют об отдельных эпизодах из испанской истории, носящих, как правило, героический или трагический характер. Одни и те же романсы, — очевидно, наиболее популярные, — обрабатывались многими композиторами. Так, известный романс «Шел по Гранаде король мавританский», повествующий о падении последней цитадели мавров — Гранады (1492), в обработке Луиса де Нарваэса, известен также в транскрипциях Мигеля де Фуэнльяны и Дьего Писадора. Романс об осаде города Антекера (1410), исполняемый как произведение Фуэнльяны, обработал также Алонсо Мударра. Вообще, использование разными авторами одних и тех же мелодий характерно для музыки того времени. Это объясняется тем, что основным для композитора было не сочинение мелодии, а искусная разработка ее (подобно повторяемости сюжетов, — в основном, мифологических и библейских, — которую мы встречаем в живописи и литературе эпохи Возрождения). Например, песня «Стерегите коров» послужила темой вариаций не только Нарваэса, но и других его соотечественников.

В литературе, посвященной испанской музыке эпохи Возрождения, виуэлу часто называют предшественницей гитары и даже отождествляют оба эти инструмента. Это неверно. Гитара — инструмент иного, нежели виуэла, происхождения, отличающийся от нее не только внешней формой (5 двойных струн и плоская нижняя дека, в отличие от несколько выпуклой у виуэлы) и сферой бытования (виуэла считалась аристократическим, придворным инструментом, гитара же была распространена в народных кругах), но главное — техникой игры: виуэла была сольным мелодическим инструментом, гитара — инструментом исключительно гармоническим и аккомпанирующим, ей была присуща аккордовая техника. Лишь много позже, уже в конце XVII века, когда у виуэлы убрали 7-ю, а к гитаре, напротив, прибавили 6-ю двойную струну, виуэла и гитара стали идентичным инструментом, получившим название «испанская гитара». Однако только в XVIII веке, когда у гитары заменили двойные струны одинарными и сделали ее не только гармоническим, но и мелодическим инструментом, она приняла тот окончательный вид, который сохранился до наших дней. На протяжении же XVI и XVII веков инструментом испанских композиторов-профессионалов была почти исключительно виуэла. Испанские музыковеды считают, что культура виуэлы имела важное значение не только для развития чисто инструментального жанра, но и для ста-новления форм самобытного музыкального театра.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Глухие испанские художники
Этот труд сравнивает двух глухих испанских художников: Франсиско Хосе де Гойя и Роберто Готье Прадеса. Франсиско де Гойя был одним из великих испанских художников. Роберто Прадес также был художником, но его вспоминают больше как первого ...

Каналы энергии
Гете устами Фауста утверждал, что лишь "в деянии начало бытия".Так и культура свое повседневное бытие обеспечивает только затратой определенной энергии. Ее ручейки кажутся бесчисленными: тяжелый труд земледельцев и горняков, суе ...

Иконография
Впервые сцена «Поклонения младенцу Христу» была изображена в произведении Робера Кампена, так называемого Флемальского мастера. В первой трети XV века он создает алтарный образ «Рождество Христово»[xix], изобразив коленопреклоненных Марию ...