Струнные инструменты в Испании XV - XVII века

Статьи » Струнные инструменты в Испании XV - XVII века

Страница 3

В монастырь вместе с Карлом прибыл музыкант, который каждый вечер, перед сном, исполнял ему на виуэле его любимую «Песню Императора». 21сентября 1557 года, около 2-х часов ночи, Карл попросил внести свой любимый портрет жены. Он долго всматривался в дорогое лицо давно ушедшей супруги, потом сказал: «Теперь пора .», его посадили на постели, в правую руку подали зажжённую свечу, а левой он старался удержать серебряное распятие, которое держала его любимая супруга в свой смертный час. В завещании он открыл тайну, которую долго хранил под строжайшим запретом: Карл заявил, что имеет 12-летнего сына от прачки и просит Филиппа принять мальчика ко двору. Филипп выполнил завещание, и внебрачный сын Карла V - блестящий Дон Жуан Австрийский - вошёл в монаршую семью. Карл V умер, прожив 58 лет, умер император, которого называли первым монархом во христианстве. Тот, что любил говорить: «Я сам, и счастливая минута – больше мне ничего не надо»…

Мы знаем имена многих испанских виуэлистов XVI века, однако произведения только семи мастеров, записанные линейно-цифровой табулатурой и изданные в Испании в период с 1535 по 1576 год, дошли до нас. К сожалению, биографии многих виуэлистов совершенно неизвестны, о композиторах этой эпохи до нас дошли крайне скудные сведения, но сохранилось самое ценное — их музыка. Косвенные свидетельства об их жизни дают даты издания табулатур этих композиторов. Эстебан Даса издал свой сборник в 1576 году, Дьего Писадор — в 1552, Энрике де Вальдеррабано — в 1547. О Мигеле де Фуэнльяна известно, что он в детстве лишился зрения и состоял на службе у маркиза де Тарифа как виуэлист и гитарист. Чаще в источниках того времени упоминаются самые известные виртуозы на виуэле дон Луис Милан и Луис де Нарваэс. «Вторым Орфеем назовет его мир», — писал о Милане Хил Поло во «Влюбленной Диане» (1564 г.). Милан, Нарваэс и Алонсо Мударра издали каждый по несколько сборников своих сочинений, содержащих фантазии, танцы, вариации, обработки вильянсико и романсов.

«El Maestro» Луиса МиланаИменно усилиями этих композиторов, в первую очередь, культура исполнения на виуэле достигла блестящего расцвета, а в созданной ими музыкальной литературе для этого ин-струмента-фаворита утвердился чисто светский гомофонно-гармонический склад, до известной степени противостоящий церковно-католической полифонии. В то же время профессиональная музыка для виуэлы явилась той областью, в которую раньше и шире всего проникли народные мелодии и где особенно интенсивно развивалось искусство виртуозного фигурационного варьирования, в чем сказалась одна из национальных черт художественной культуры испанцев — склонность к орнаментальным украшениям нарядно-узорчатого «растительного» рисунка.

Среди произведений, создававшихся для виуэлы, следует прежде всего упомянуть вокальные вильянсико и романсы. В этих пьесах, получавших названия, как правило, по первой строке текста песни, композиторы то почти буквально повторяли вокальную партитуру, то значительно видоизменяли ее с помощью вариаций —diferencias. Diferencias издавна применяли в испанской музыке с целью большого разнообразия аккомпанемента многокуплетных песен, импровизационные изменения допускались и в вокальной партии. Первое использование их в качестве чисто инструментальных вариаций обычно приписывают Л. Нарваэсу. (Следует отметить, что в музыке других европейских стран жанр вариаций в то время еще не был известен).

Несмотря на неприспособленность виуэлы для исполнения контрапунктических сочинений, находились виртуозы, умевшие создать иллюзию исполнения всех голосов в четырехголосном произведении (таким мастером, по преданию, был Луис Нарваэс). Полифонические пьесы также встречаются в табулатурах для виуэлы. «Фантазии» для виуэлы или гитары представляют в этих сборниках «чисто инструментальную» музыку. Их ритмика и фактура полны импровизационной свободы, исполнять их следовало в свободном темпе: «пассажи — быстро, а гармонии — медленно», как пишет дон Луис Милан в предисловии к своим пьecам (1535). И, наконец, в табулатуры для виуэлы включались танцы, в частности паваны и гальярды, чрез-вычайно популярные в Испании.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Русская журналистика 1840-х годов
Представителями так называемой натуральной школы были Тургенев, Герцен, Гоголь, Некрасов. Натуральная школа изображала жизнь такой, какой она есть, без прекрас. Один из самых сильных журналов 40-х годов, это - "Отечественные записки ...

Пекинская опера
История открытия в Китае театральных подмостков насчитывает более восьми веков. Она пережила такие же этапы развития как и все театры мира. К примеру в Англии, в 16 веке ,были два вида сооружений: театр под открытым небом и камерные залы. ...

Сатирические журналы времен Екатерины II
В Москве появляются сразу пять частных журналов. Большинство из них связаны с именем Михаила Матвеевича Хераскова, профессора Московского университета. В это же время начинает править Екатерина II. В 1769 году Екатерина решает выпускать ж ...