Струнные инструменты в Испании XV - XVII века

Статьи » Струнные инструменты в Испании XV - XVII века

Страница 3

В монастырь вместе с Карлом прибыл музыкант, который каждый вечер, перед сном, исполнял ему на виуэле его любимую «Песню Императора». 21сентября 1557 года, около 2-х часов ночи, Карл попросил внести свой любимый портрет жены. Он долго всматривался в дорогое лицо давно ушедшей супруги, потом сказал: «Теперь пора .», его посадили на постели, в правую руку подали зажжённую свечу, а левой он старался удержать серебряное распятие, которое держала его любимая супруга в свой смертный час. В завещании он открыл тайну, которую долго хранил под строжайшим запретом: Карл заявил, что имеет 12-летнего сына от прачки и просит Филиппа принять мальчика ко двору. Филипп выполнил завещание, и внебрачный сын Карла V - блестящий Дон Жуан Австрийский - вошёл в монаршую семью. Карл V умер, прожив 58 лет, умер император, которого называли первым монархом во христианстве. Тот, что любил говорить: «Я сам, и счастливая минута – больше мне ничего не надо»…

Мы знаем имена многих испанских виуэлистов XVI века, однако произведения только семи мастеров, записанные линейно-цифровой табулатурой и изданные в Испании в период с 1535 по 1576 год, дошли до нас. К сожалению, биографии многих виуэлистов совершенно неизвестны, о композиторах этой эпохи до нас дошли крайне скудные сведения, но сохранилось самое ценное — их музыка. Косвенные свидетельства об их жизни дают даты издания табулатур этих композиторов. Эстебан Даса издал свой сборник в 1576 году, Дьего Писадор — в 1552, Энрике де Вальдеррабано — в 1547. О Мигеле де Фуэнльяна известно, что он в детстве лишился зрения и состоял на службе у маркиза де Тарифа как виуэлист и гитарист. Чаще в источниках того времени упоминаются самые известные виртуозы на виуэле дон Луис Милан и Луис де Нарваэс. «Вторым Орфеем назовет его мир», — писал о Милане Хил Поло во «Влюбленной Диане» (1564 г.). Милан, Нарваэс и Алонсо Мударра издали каждый по несколько сборников своих сочинений, содержащих фантазии, танцы, вариации, обработки вильянсико и романсов.

«El Maestro» Луиса МиланаИменно усилиями этих композиторов, в первую очередь, культура исполнения на виуэле достигла блестящего расцвета, а в созданной ими музыкальной литературе для этого ин-струмента-фаворита утвердился чисто светский гомофонно-гармонический склад, до известной степени противостоящий церковно-католической полифонии. В то же время профессиональная музыка для виуэлы явилась той областью, в которую раньше и шире всего проникли народные мелодии и где особенно интенсивно развивалось искусство виртуозного фигурационного варьирования, в чем сказалась одна из национальных черт художественной культуры испанцев — склонность к орнаментальным украшениям нарядно-узорчатого «растительного» рисунка.

Среди произведений, создававшихся для виуэлы, следует прежде всего упомянуть вокальные вильянсико и романсы. В этих пьесах, получавших названия, как правило, по первой строке текста песни, композиторы то почти буквально повторяли вокальную партитуру, то значительно видоизменяли ее с помощью вариаций —diferencias. Diferencias издавна применяли в испанской музыке с целью большого разнообразия аккомпанемента многокуплетных песен, импровизационные изменения допускались и в вокальной партии. Первое использование их в качестве чисто инструментальных вариаций обычно приписывают Л. Нарваэсу. (Следует отметить, что в музыке других европейских стран жанр вариаций в то время еще не был известен).

Несмотря на неприспособленность виуэлы для исполнения контрапунктических сочинений, находились виртуозы, умевшие создать иллюзию исполнения всех голосов в четырехголосном произведении (таким мастером, по преданию, был Луис Нарваэс). Полифонические пьесы также встречаются в табулатурах для виуэлы. «Фантазии» для виуэлы или гитары представляют в этих сборниках «чисто инструментальную» музыку. Их ритмика и фактура полны импровизационной свободы, исполнять их следовало в свободном темпе: «пассажи — быстро, а гармонии — медленно», как пишет дон Луис Милан в предисловии к своим пьecам (1535). И, наконец, в табулатуры для виуэлы включались танцы, в частности паваны и гальярды, чрез-вычайно популярные в Испании.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Японская скульптура: поиски и традиции
Распространение в стране буддизма способствовало развитию в Японии искусства скульптуры, поскольку отправление буддийских культов требовало скульптурного изображения будд, бодисатв и т. п. Однако буддизм же в определенной мере и сковывал ...

Египетские пирамиды в Эль-Гизе
Место: Город Гиза, некрополис древнего Мемфиса в Египте. Мы воспринимаем египетские пирамиды как факт, не задумываясь о их происхождении. Мы можем объяснить их с точки зрения экономики: накапливался прибавочный продукт, общество в лице п ...

«Собор всей твари» – основная тема древнерусской религиозной живописи
Когда изучаешь русскую живопись XIV века, бросается в глаза один любопытный факт: со второй половины этого столетия резко увеличивается количество икон, изображающих Троицу. Особенно популярной эта тема была в кругу Сергия Радонежского. И ...