Иконы с евангельскими событиями

Статьи » Символика иконописи Древней Руси » Иконы с евангельскими событиями

Страница 2

И вот из пещеры действительно показался Лазарь, спеленутый, как младенец, по обычаям того времени. Присутствующие при чуде воскрешения склонились перед Христом.

На иконах изображается Христос с группой апостолов сзади Него, справа - темная высокая пещера. Иисус протягивает руки к уже вставшему спеленутому Лазарю. Здесь же прислужники, фарисеи, сестры Марфа и Мария, которые склоняются к ногам Христа.

Тайная вечеря

В праздник Пасхи Иисус вместе со своими двенадцатью учениками собрался вкусить пасхального агнца. Первосвященники и книжники искали способ погубить Христа и уже договорились с одним из Его учеников Иудой, прозванным Искариотом, что он предаст за деньги учителя.

В день опресноков (Пасха) Христос и апостолы собрались за столом. На этой встрече было установлено Спасителем таинство причащения. Он взял хлеб, преломил его и подал ученикам, говоря: "Сие есть Тело Мое .". Потом дал чашу вина со словами: "Сие есть Кровь Моя Нового Завета .".

На иконах Христос и апостолы сидят вокруг праздничного стола, на котором - чаша, хлеб.

Иуда протягивает руку к солонке.

Страсти христовы.

Среди множества других икон Спасителя можно встретить цикл икон Страстей Хритовых. В них входят: "Целование Иуды", "Суд Пилата", "Бичевание Христа", "Иисус в терновом венце", "Несение Креста", наконец "Распятие Христово". На последней иконе стоящими вокруг креста изображаются Пресвятая Богородица, женщины (некоторые из жен Мироносиц), Иоанн Богослов и иногда Лонгин, сотник с копьем в руке. Сзади - стена города. Это Иерусалим. Крест укреплен в горе, под нею чернота пещеры - место погребения Адама (символическое сопоставление Первочеловека и Богочеловека Христа). На символических изводах два ангела ниспускаются ко Христу. Один из них держит чашу у груди Иисуса, в которую стекает кровь и вода из прободенного (то есть проколотого воином ) ребра Его.

В этом же ряду следуют: "Снятие с Креста", "Положение во гроб". Весь цикл Страстей Христовых ставится либо в иконостасе, либо клеймами в иконе "Воскресение с праздниками".

Воскресение христово. сошествие во ад.

Иконописное изображение Воскресения Христова появилось относительно поздно, древних икон этого праздника мы не имеем. Более того, в православии принято считать каноническим, то есть признано истинным, что иконописуется лишь то, что было явлено миру. Такое явление было либо видимо, либо словесно, либо в откровении. Собственно воскресение не было явлено никому. Поэтому иконы Воскресения Христова пишутся символически. Первый образ Воскресения, самый распространенный - это Сошествие во ад. Сюжет иконы мистический, открытый в откровении и основаный на Евангелии.

Спаситель сходит вниз, в ад, который изображается черной пустотой. Его ноги попирают ворота ада, рядом - обломки ограды ада. Навстречу Ему поднимаются праведники - Адам, Ева и другие. Часто существуют композиции, называемые Воскресение Христово с праздниками. Средник такой иконы - Сошествие во ад.

Другой, теперь часто встречающийся, образ - Явление Воскресшаго Господа женам Мироносицам. Здесь, кроме Спасителя, стоящего во "славе" у гроба, пишутся ангелы (один или два) и женщины (жены) Мироносицы. Это Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Марфа и Мария (сестры Лазаря), Сусанна.

Такой образ Воскресения Христова с ангелами хотя и поздний, но более соответствует Евангелию.

Вознесение господне.

В основе - евангельский текст о том, что на сороковой день после Своего воскресения из мертвых Христос повел Своих учеников на гору Елеонскую и там у них на глазах вознесся на небо. Когда пораженные апостолы смотрели на возносящегося Христа, к ним явились два мужа и рассказали о втором пришествии Спасителя в конце мира.

Вверху иконы в круглой "славе", поддерживаемой двумя Ангелами, изображается возносящийся Христос. Под ним - в центре - Богоматерь с поднятыми в стороны и вверх руками (в позе Оранты). Вокруг Нее стоят апостолы.

Страницы: 1 2 

Это интересно:

Немцы в ремесле и промышленности Москвы второй половины XVII-первой половины XVIII в
Москва второй половины XVII – первой половины XVIIIв. являлась крупнейшим торгово-промышленным центром Российского государства, в развитии которого важная роль принадлежала ремесленникам, представлявшим мелкотоварное производство, и предп ...

Мурильо
Бартоломе Эстебан Мурильо был последним в блестящей плеяде испанских живописцев-реалистов XVII столетия. Его деятельность завершает «золотой век» испанской живописи, представленный именами Хусепе Риберы, Франсиско Сурбарана, Диего Веласке ...

Духовная жизнь в эпоху эллинизма
Произошло обогащение всех составляющих духовной жизни народов, входивших в новые государственные образования, расширились культурные горизонты. Интенсивно шло взаимное проникновение двух мощных культурных волн: европейской (греческой) и в ...