Андалусия

Статьи » Андалусия

Страница 1

Андалусия – такое знакомое всему миру название. Но как это обычно бывает со словами-клише, сущность его совершенно неизвестна. - Пишет в золотой книге «Андалусия» Карлос Паскуаль. - Андалусия – это не только известный фольклор о барабане басков, мавританские чары, зажигательное фламенко, вихрь красок, гармония движения и звуков, которые дают повод думать некоторым людям, особенно иностранцам, что они знают о ней всё. Стих котику на день рождения.

Андалусия имеет свою особенную, давнюю историю. Арабские черты, которые так поражают туриста, особенно приехавшего из Европы, – всего лишь один из корней, питающих её своеобразную культуру. Андалусия - одна из семнадцати автономных областей Испании, один из самых обширных её регионов, включающий восемь провинций, управляемых автономным правительством – Андалусской хунтой. Для испанцев её жители являются «исторически сложившейся национальностью», единство и сущность которой выковывалась на протяжении многих веков. - Отмечает Карлос Паскуаль.

Ал Андалус – называли арабы Пиренейский полуостров, но только южная часть его сохранила название Андалусии. Коренное население Пиренейского полуострова – иберийское – жило и в южной части, на территории Андалусии. Первыми из чужестранцев, как считают учёные, здесь появились финикийцы, основавшие свои колонии; их сменили греки, карфагеняне, а затем римляне, перенёсшие на территорию Испании междоусобные войны. Здесь побывали Юлий Цезарь и Август, разделивший Испанию на три провинции (южная часть называлась Бетикой). В период владычества Карфагена особое значение имела Гранада, при римлянах Кордоба и Севилья. Позднее на Пиренейский полуостров вторглись варварские племена, и это отдельная история.

На рубеже V - VI в. карта Западной Европы непрерывно менялась. Из прочно организованных римских провинций Европа превратилась в подвижный конгломерат неустойчивых варварских государств, пытавшихся закрепиться то в той, то иной части Западно-римской империи как в последние десятилетия её почти призрачного существования, так и после её крушения. В начале V в. вестготы, занимавшие до этого Балканский полуостров, попытались осесть в Италии; в 410 г. их вождь Аларих впервые захватил Рим, давно покинутый императорами (обосновавшимися в Милане, а при приближении опасности - укрывавшимися в окружённой болотами Равенне). Но после безвременной смерти Алариха его преемник Атаульф вывел своё племя из Италии и сперва занял галльские земли к югу от Гаронны, а потом - и всю Испанию, вытеснив оттуда другое племя германских завоевателей - вандалов. Вандалы продвинулись через Гибралтарский пролив в Африку, захватили её вплоть до Гиппона и Карфагена, король их Гейзерих добился признания независимости своего молодого государства, а в 455 г. даже сделал через море набег на Рим. Это германское племя, обосновавшееся в Северной Африке, и дало, с "легкой руки" арабов, завоевавших впоследствии Испанию, название южной части Испании - Андалусия (от вандалусия) - т.к. именно откуда пришло в Африку племя вандалов.

Таким образом, в Испании V века было основано вестготское королевство. Их столицей одно время была Севилья. Однако это всё лишь предыстория испанских городов, так как в их облике следы владычества финикийцев, римлян и вестготов почти стёрлись. Особый и самый сложный период начался с вторжения в Испанию арабов в 711 году. К этому времени Арабский халифат достиг вершины могущества, подчинив также и север Африки, откуда арабские войска вступили в Испанию. С первых же лет арабского владычества началась борьба за освобождение Испании, получившая название реконкисты. Она закончилась лишь в конце XV столетия. Захваченные арабами одними из первых Кордоба, Севилья и Гранада вернулись к Испании последними. Период арабского владычества оставил заметный след в облике городов и населения. Но именно с этим периодом связан расцвет испано-мавританской культуры.

Когда был завоеван ал-Андалус, люди захватили тамдобычу и многое из нее утаили. Они снесли ее накорабли и уплыли на них. Когда они пересекали море, то услышали гoлос: «О Аллах! Потопи их!» Они стали молиться Аллаху и повесили на себя списки Корана . И тут же налетел сильный ветер, корабли стали битьсяодин о другой, так что разбились и были потоплены слюдьми.ал-Хакам «Рассказ о завоевании ал-Андалуса»

Вот как описывает начало этого периода достославный Уошингтон Ирвинг: Поздний вал великого арабского нашествия обрушился на европейский берег с первозданным неистовством. Арабы прошли от скал Гибралтара до пиренейских отрогов молниеносно и неудержимо, так же как мусульманские покорители Сирии и Египта. Да когда б их не остановили на Турской равнине, может статься вся Франция, вся Европа была бы захвачена с той же лёгкостью, что и восточные царства, и полумесяц блистал бы ныне на храмах Парижа и Лондона.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Поэтика экспозиций в литературных памятниках Руси XII века
Литературная традиция Руси XII века включает целый ряд произведений, где основному тексту предшествует вступление или экспозиция. Наиболее известный, но, конечно, далеко не единственный пример подобного вступления дает «Слово о полку Игор ...

Искусство, литература, театр
Великолепный памятник античной культуры — поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" (VI в. до н. э.). Афинская молодежь заучивала их наизусть, что являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не только большое значения, как ...

Пассионарная индукция
Пассионарность обладает важным свойством: она заразительна. Это значит, что гармоничные и импульсивные люди, оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны. Но как только ...