Культурное значение равнинного ландшафта

Статьи » Геополитические характеристики русской культуры » Культурное значение равнинного ландшафта

Противоположное действие по сравнению со славянскими реками оказывала на русского человека бескрайняя равнина, отличающаяся пустынностью и однообразием. "Все отличается мягкостью, неуловимостью очертаний, нечувствительностью переходов, скромностью, даже робостью тонов и красок, все оставляет неопределенное, спокойно-неясное впечатление", - так определял В. Ключевский культурное значение среднерусского ландшафта. Запечатляющийся в душе пейзаж не мог не отразиться на общественных настроениях, на самом складе национального характера: "Жилья не видно на обширных пространствах, никакого звука не слышно кругом - и наблюдателем овладевает жуткое чувство невозмутимого покоя, беспробудного сна и пустынности, одиночества, располагающее к беспредметному унылому раздумью без ясной, отчетливой мысли1".

Однако равнинность русского ландшафта представляла далеко не простой культурно-семантический комплекс:

здесь душевная мягкость и скромность;

смысловая неопределенность и робость;

невозмутимое спокойствие и тягостное уныние;

отсутствие ясной мысли и предрасположенность к духовному сну;

аскетизм пустынножительства и беспредметность творчества.

Все эти свойства русской духовности имеют в истории отечественной культуры далеко идущие последствия.

Это интересно:

Кризис религиозного сознания и его отражение в культуре
XX век своей культурно-исторической революцией вызвал в жизни множество течений, отражающих духовные поиски западного мира в условиях глубоких социально-экономических потрясений. Напряженность философских исканий обуславливалась также нар ...

Искусство Древнего Рима
В 1 тысячелетии до н.э. вокруг города Рима возникло досударство, которое стало расширять свои владения за счёт соседних народов. Эта просуществовавшая около тысячи лет мировая держава жила эксплуатацией рабского труда и завоёванных стран. ...

Философия и религия
Универсальные претензии искусства, которому в идеале должно быть «доступно все», весьма близки принципам новой ренессансной философии. Ее крупнейшие представители — Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Парацельс , Джо ...