Культурное значение равнинного ландшафта

Статьи » Геополитические характеристики русской культуры » Культурное значение равнинного ландшафта

Противоположное действие по сравнению со славянскими реками оказывала на русского человека бескрайняя равнина, отличающаяся пустынностью и однообразием. "Все отличается мягкостью, неуловимостью очертаний, нечувствительностью переходов, скромностью, даже робостью тонов и красок, все оставляет неопределенное, спокойно-неясное впечатление", - так определял В. Ключевский культурное значение среднерусского ландшафта. Запечатляющийся в душе пейзаж не мог не отразиться на общественных настроениях, на самом складе национального характера: "Жилья не видно на обширных пространствах, никакого звука не слышно кругом - и наблюдателем овладевает жуткое чувство невозмутимого покоя, беспробудного сна и пустынности, одиночества, располагающее к беспредметному унылому раздумью без ясной, отчетливой мысли1".

Однако равнинность русского ландшафта представляла далеко не простой культурно-семантический комплекс:

здесь душевная мягкость и скромность;

смысловая неопределенность и робость;

невозмутимое спокойствие и тягостное уныние;

отсутствие ясной мысли и предрасположенность к духовному сну;

аскетизм пустынножительства и беспредметность творчества.

Все эти свойства русской духовности имеют в истории отечественной культуры далеко идущие последствия.

Это интересно:

Социокультурная сущность революции 1917 года
Революция 1917 года: некоторые оценки. Советская эпоха в истории отечественной культуры, открытая октябрем 1917 года, несет на себе ни с чем не сравнимый отпечаток трагичности и противоречивости, столь свойственный всем общественно-истори ...

Речевые дистанции и табу
Дистанция в речевом общении определяется возрастом и социальным положением. Она выражается в речи употреблением местоимений ты и Вы. Речевой этикет определяет правила выбора одной из этих форм. В целом выбор диктуется сложным сочетанием ...

Отношение британцев к образованию
С 70-х годов продолжаются дебаты о качестве и целях британского образования. Сторонники традиционных взглядов считают, что государственные общеобразовательные школы и "творческий/прогрессивный" метод работы с учениками не могут ...