Соседняя с гостиной комната с большим итальянским окном и дверью на балкон дважды служила Толстому кабинетом: с 1856 по 1862 год и с лета 1902 года до его отъезда из Ясной Поляны 28 октября 1910 года. Здесь Толстой работал над произведениями: «Юность», «Семейное счастье», «Педагогические статьи», «Тихон и Маланья», «Поликушка», «Хатжи-мурат», «Воспоминанья», «Фальшивый купон», «После бала», «Корней Васильевич», «Алеша горшок», «Ягоды», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича», «Отец Василий», «Что я видел во сне», «Не могу молчать», «Песни на деревне», «Три дня в деревне», «Ходынка», «Нет в мире виноватых», «Сон» и др.

Находящиеся в кабинете вещи являются спутником почти всей жизни Толстого, начиная от рождения и до последних дней, проведенных в Ясной Поляне.

За этим столом написано большинство произведений великого писателя, в том числе «Война и мир» и «Анна крестьянка». При переводе кабинета в другие комнаты этот стол, как и находящийся здесь диван, переносились на новое место работы Л. Н. Толстого.

Привлекает внимание находящейся на столе глыба зеленого стекла (пресспапье), подаренное Толстому служащими и рабочими Дятьковского Мальцевского хрустального завода в год отлучения Толстого от церкви (1901). На глыбе монограмма и золотом надпись: «Вы разделили участь многих людей, идущих впереди своего века, глубокочтимый Лев Николаевич! И раньше их жгли на кострах, гноили в тюрьмах и ссылке. Пусть отлучают Вас, как хотят и от чего хотят фарисеи «первосвященники». Русские люди всегда будут гордиться, считаться Вас великим, дорогим, любимым».

Рядом с глыбой в деревянной черной рамке фото портреты трех братьев Толстых Николая, Дмитрия в молодости, Сергея в старости. Фотография Сергея Николаевича была снята М. Л. Оболенской, когда он в последний раз приезжал в Ясною Поляну. Толстой писал брату вскоре после его приезда 10 октября 1902 года: «Портрет твой вышел превосходный. Маша поставила мне его в рамочке на стол, и ты на нем необыкновенно красив… а главное, выражение самое настоящие».

Наиболее напряженно, в абсолютной тишине, Толстой работал в кабинете до 2-3 часов дня.

Висящая над письменным столом полка является точной копии полки, сделанным самим Толстым и сожженной фашистскими захватчиками в 1941 году. Верхняя ее часть занята энциклопедическим словарем Брокгауза и Ефрона. Среди многочисленных пометок Толстого на страницах словаря обращают внимание пометки в статьях о К. Марксе (т. 36), о Канте (т. 14) и о физике (т. 57).

Здесь же лежит небольшой социал-демократический сборник «О бойкоте третьей Думы», изданный в 1907 году, со статьей В. И. Ленина «Против бойкота (Из заметок с.-д. публициста)». Эта статья обратила на себя внимание Толстого. Он делает на ней пометки черным карандашом.

Направо от двери из гостиной, над полкой с книгами для раздачи посетителям, висит большой портрет Чарльза Диккенса. Толстой всю жизнь любил этого писателя за демократизм и гуманизм его творчества. В 1861 году в Лондоне он слушал лекции Диккенса о воспоминании.

Так же, как и отец, Сютаев отрицал церковь и обрядности, и так же, как и он, он проповедовал братство, любовь и «жизнь по божьи».

Все в табе, - говорил он, - где любовь, там и Бог». В мае-июне 1888 г. В. К. Сютаев был в Ясной Поляне.

Вся обстановка кабинета и многочисленные мелочи сохранились во всей полноте до наших дней и производят неизгладимое впечатление. Кажется, будто бы Толстой только что покинул эту комнату.

Это интересно:

Антифашистские фильмы
В конце 30-х годов, когда наш враг вполне определился конкретизировался, советское кино обратилось к немецкой антифашистской литературе и творчеству прогрессивных немецких кинематографистов. Политический эмигрант-антифашист Густав Вангенг ...

Основные направления и школы древнерусской иконописи
Ростово-суздальская и Залесская Русь – это в древности обширные земли от Оки и Волги до Белого Озера. Эти земли стали вторым после Киева очагом русской государственности и культуры. В самом центре Руси на протяжении трех веков, с 10 по 13 ...

Работы 1530-40-х гг
В картинах 1530-х гг. на религиозные и мифологические темы Тициан органически соединяет легенды и реалии современной жизни в духе традиций венецианского раннего Возрождения. В одном из шедевров этих лет — «Венере Урбинской» (ок. 1538, Уфф ...