Об иконах Богородицы

Статьи » Об иконах Богородицы

Страница 2

В это время царю Ироду стало известно, что в его владениях появился чудесный младенец, который станет правителем мира. Ирод испугался, что новый царь свергнет его с престола и повелел своим войнам убить всех младенцев в возрасте до 2-х лет. Однако Христос уцелел благодаря вмешательству ангела, тот явился Иосифу и велел ему взять Марию и ребенка и отправиться в Египет. там святое семейство переждало гонения Ирода.

Но Марии было суждено пережить своего сына, она проводила его на казнь и присутствовала на распятии, а затем погребала его тело.

Умирая на кресте, Христос завещал любимому ученику Иоанну заботиться о ней. Богоматерь скончалась в 64 года, причем о смерти она узнала заранее. О внешности Богоматери известно больше, чем о внешности Христа. Раннехристианские сочинения сообщают, что Мария была среднего роста, имела тонкие продолговатые пальцы, волосы цвета пшеницы, большие глаза, подобные плодам миндаля, прямой нос и ярко-алые уста. Иконографический тип и некоторые аспекты его эволюции. Основные черты иконографического типа Умиление: в центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, нежно прижавшимся к ее щеке. Изображение Марии по гречески называлось Елеуса , а по русски обозначалось как Умиление .

Как и всегда, с раннехристианских времен, Мария изображена закутанной в темно-вишневый плащ мафорий одежду замужних палестинских женщин, а на мафории звезды, знаки ее детства.

Древнейшим, неизменным представлениям о внешности Марии соответствуют здесь черты Богоматери.

Но благородные , всегда узнаваемые черты под кистью мастера обретают какую то невиданную, одухотворенную, захватывающую красоту. И красота эта неотделима от того выражения бездонной, высокой и чистой печали, которым исполнен лик и которую изливает обращенный к нам взгляд. Печали, почти не передаваемой словом, поистине печали Матери, у которой пронзенное великим сыновним страданием сердце навек отозвалось всем бедам и горестям людским . Немаловажными представляются факты исторической эволюции образа Богоматери Елеусы и всей богородичной иконографии. Одна из тем византийского искусства 11-12 веков тема божественной любви, выражаемой в формах человеческой .

В культуре конца XI-XII вв. страстная тема, тема любви приобрели особое значение в связи с новой литургией, богословской и философской полемикой, ересями, а также разногласиями с латинским западом. Этот тип, как никакой другой, отразил переосмысление роли Богоматери в контексте новой драматической литургии и человечески эмоциональную интерпретацию ее образа. Мы касаемся также и других композиций с близкими иконографическими элементами прежде всего с изображением лобзания Сретение и Оплакивание .

На примере икон из монастыря св. Екатерины на Синае Богоматерь и пророки , Богоматерь влахернская , а также на примере Владимирской Богоматери мы прослеживаем различные иконографические прототипы из античного арсенала. Это естественно. Эрот или юный Дионис из вакхической иконографии для образа Христа-младенца, трагическая театральная маска для лика Марии и схема изображения Афродиты, целующей Эрота. Представляется весьма плодотворным проследить параллелизм между литературной экзегезой и изобразительным искусством не только в плане соотносимости содержания, но и потому, что механизм переосмысления древних мотивов, в том числе и мифологических, обнаруживает общие качества в этих двух сферах. В 12 веке возрождается жанр эллинистического греческого любовного романа, который воспевает земную любовь и красоту. Однако средневековый роман предусматривал и символическое восприятие.

Византийский роман это аллегория любви. Тема любви смыкается и с содержанием этой сферы литературы. Единый символический способ мышления, универсальный для средневековья соединяет нити, тянущиеся к столь разным областям культуры. Тема божественной любви, получившая воплощение в образах ласкающей Богоматери и Оплакивания как ни парадоксально имеет точки соприкосновения с темой любви, не только в теологической экзегезе, но и в византийском романе.

В произведениях изобразительного искусства XI XII вв. древние прототипы становятся основой не только для антикварного усвоения и заимствования, как в искусстве X века, но и для глубокого переосмысления . Древние прототипы вовлекаются даже в христологическую иконографию. Иконография Богоматери. По преданию ,евангелист Лука, умевший рисовать нарисовал с натуры несколько икон Богоматери .На всех она изображалась с младенцем.

Одежда Богоматери по цвету повторяют одежды Христа, только у Марии Вишневой изображается верхняя одежда покрывало-мафорий, а синий - нижний китон. Иногда из под накинутого на голову мафория виднеется чапец головной убор замужних женщин. По сторонам лика Богоматери пишутся греческие буквы "МРОY" -сокращение слов "Мать Бога".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Общественно-политическая мысль Древней Руси
В отечественной историографии общественное сознание Древней Руси изучено очень неравномерно. Исследование древнерусских идеологий являлось одной из немногих сфер исторической психологии, работа над которыми была ознаменована значительными ...

Город шелков
Предание гласит, как один из Великих Моголов в конце XVII в. преподнес в дар персидскому шаху позолоченную ореховую скорлупу, в которой находился тюрбан десятиметровой длины из тончайшего шелка. В древних рукописях часто встречаются упом ...

Сюжеты древнерусской живописи
В течение долгих веков древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. Именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Дре ...