Об иконах Богородицы

Статьи » Об иконах Богородицы

Страница 2

В это время царю Ироду стало известно, что в его владениях появился чудесный младенец, который станет правителем мира. Ирод испугался, что новый царь свергнет его с престола и повелел своим войнам убить всех младенцев в возрасте до 2-х лет. Однако Христос уцелел благодаря вмешательству ангела, тот явился Иосифу и велел ему взять Марию и ребенка и отправиться в Египет. там святое семейство переждало гонения Ирода.

Но Марии было суждено пережить своего сына, она проводила его на казнь и присутствовала на распятии, а затем погребала его тело.

Умирая на кресте, Христос завещал любимому ученику Иоанну заботиться о ней. Богоматерь скончалась в 64 года, причем о смерти она узнала заранее. О внешности Богоматери известно больше, чем о внешности Христа. Раннехристианские сочинения сообщают, что Мария была среднего роста, имела тонкие продолговатые пальцы, волосы цвета пшеницы, большие глаза, подобные плодам миндаля, прямой нос и ярко-алые уста. Иконографический тип и некоторые аспекты его эволюции. Основные черты иконографического типа Умиление: в центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, нежно прижавшимся к ее щеке. Изображение Марии по гречески называлось Елеуса , а по русски обозначалось как Умиление .

Как и всегда, с раннехристианских времен, Мария изображена закутанной в темно-вишневый плащ мафорий одежду замужних палестинских женщин, а на мафории звезды, знаки ее детства.

Древнейшим, неизменным представлениям о внешности Марии соответствуют здесь черты Богоматери.

Но благородные , всегда узнаваемые черты под кистью мастера обретают какую то невиданную, одухотворенную, захватывающую красоту. И красота эта неотделима от того выражения бездонной, высокой и чистой печали, которым исполнен лик и которую изливает обращенный к нам взгляд. Печали, почти не передаваемой словом, поистине печали Матери, у которой пронзенное великим сыновним страданием сердце навек отозвалось всем бедам и горестям людским . Немаловажными представляются факты исторической эволюции образа Богоматери Елеусы и всей богородичной иконографии. Одна из тем византийского искусства 11-12 веков тема божественной любви, выражаемой в формах человеческой .

В культуре конца XI-XII вв. страстная тема, тема любви приобрели особое значение в связи с новой литургией, богословской и философской полемикой, ересями, а также разногласиями с латинским западом. Этот тип, как никакой другой, отразил переосмысление роли Богоматери в контексте новой драматической литургии и человечески эмоциональную интерпретацию ее образа. Мы касаемся также и других композиций с близкими иконографическими элементами прежде всего с изображением лобзания Сретение и Оплакивание .

На примере икон из монастыря св. Екатерины на Синае Богоматерь и пророки , Богоматерь влахернская , а также на примере Владимирской Богоматери мы прослеживаем различные иконографические прототипы из античного арсенала. Это естественно. Эрот или юный Дионис из вакхической иконографии для образа Христа-младенца, трагическая театральная маска для лика Марии и схема изображения Афродиты, целующей Эрота. Представляется весьма плодотворным проследить параллелизм между литературной экзегезой и изобразительным искусством не только в плане соотносимости содержания, но и потому, что механизм переосмысления древних мотивов, в том числе и мифологических, обнаруживает общие качества в этих двух сферах. В 12 веке возрождается жанр эллинистического греческого любовного романа, который воспевает земную любовь и красоту. Однако средневековый роман предусматривал и символическое восприятие.

Византийский роман это аллегория любви. Тема любви смыкается и с содержанием этой сферы литературы. Единый символический способ мышления, универсальный для средневековья соединяет нити, тянущиеся к столь разным областям культуры. Тема божественной любви, получившая воплощение в образах ласкающей Богоматери и Оплакивания как ни парадоксально имеет точки соприкосновения с темой любви, не только в теологической экзегезе, но и в византийском романе.

В произведениях изобразительного искусства XI XII вв. древние прототипы становятся основой не только для антикварного усвоения и заимствования, как в искусстве X века, но и для глубокого переосмысления . Древние прототипы вовлекаются даже в христологическую иконографию. Иконография Богоматери. По преданию ,евангелист Лука, умевший рисовать нарисовал с натуры несколько икон Богоматери .На всех она изображалась с младенцем.

Одежда Богоматери по цвету повторяют одежды Христа, только у Марии Вишневой изображается верхняя одежда покрывало-мафорий, а синий - нижний китон. Иногда из под накинутого на голову мафория виднеется чапец головной убор замужних женщин. По сторонам лика Богоматери пишутся греческие буквы "МРОY" -сокращение слов "Мать Бога".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

В поисках простоты. Примитивная хижина
Стремление к простым, геометрически правильным формам-характерный признак французской неоклассицистической архитектуры- особенно усилилось в середине 18 в. Это было связано с появившейся в 1752 г. книгой « Эссе об архитектуре». Ее автором ...

Интеллигенция как социокультурный феномен России
Интеллигенция - русское явление. Писатель, поэт Д.Мережковский, оценивая явление российской интеллигенции, писал: "Я не берусь решить, что такое русская интеллигенция . я только знаю, что это, в самом деле, нечто единственное в совре ...

Дион Хрисостом
Дион Хрисостом(«Златоуст»— ок. 40—120 гг. н. э.) был родом из Малой Азии, но молодые и зрелые годы провел в Риме. При отличавшемся подозрительностью императоре Домициане(81—96 гг.) оратор был обвинен в неблагонамеренности и удалился в изг ...