Об иконах Богородицы

Статьи » Об иконах Богородицы

Страница 1

Иконы постоянно жили рядом с русским человеком , участвовали в важнейших событиях истории. Поэтому знакомство с иконографией - это одновременно знакомство с нашим прошлым . Интерес к этой теме возник не случайно . Мне было любопытно узнать почему христиане почитают иконы , как это отразилось на их изображении в частности иконы Богоматери . Я хотела понять , чем можно объяснить поклонение иконам , когда в Библии это осуждается . В ходе работы над рефератом я более осмыслено взглянула на эту проблему . Мне было интересно узнать , какое участие принимали иконы Богоматери в жизни средневековой Руси . Все это позволило мне расширить свой кругозор . Введение. По преданию , первой иконой был кусок ткани , на котором отпечатался лик Христа . Изображения бога в телесном образе многим христианам казалось идолопоклонством . Ведь и античных богов , которых сторонники Христа считали демонами , изображали и в скульптуре , и в живописи , чтобы поклоняться этим изображениям .

Христиане справедливо говорили , что статуи языческих богов не боги , а бездушные истуканы , идолы ; нельзя покланяться статуе , так как она просто обработанное дерево или камень . В библии запрещались вообще любые изображения : " Не делай себе кумира и никакого изображения того , что на небе вверху , и что на земле внизу ." Однако именно потому, что первые христиане сами сначала были язычниками , они привыкли к изображениям . Им хотелось иметь перед глазами образы собственных святых . Но в основе христианства было учение о боговоплощении , то есть о рождении Бога в человеческом облике . Поэтому не прекращались попытки запечатлить этот облик с его чертами : ведь это было как бы доказательством истинности существования Христа, Богоматери и святых . Главной трудностью на этом пути была необходимость передать не только тело , но и душу , высочайшую духовную сущность изображенного .

В христианском искусстве сложился иконографический канон - постоянно воспроизводимые , перерисовываемые друг с друга изображения , которые с одного взгляда позволяют определить , что за святой или какое событие представлено на иконе. Часто говорят , что канон ограничивает свободу художника . Но средневековый мастер и не стремился к свободе : он не должен был писать " от самомыслия " , считалось , что его рукой ведет Бог . Поэтому так распространены были легенды о том , как иконы вместо художника писал ангел или же незримая сила направляла работу мастера . Такой взгляд обусловил анонимность средневекового творчества . До ХVII века художники почти никогда не подписывали свои иконы .

Икона стала так заметно отличатся от картины , что большинство христиан признало возможность священного изображения . Видный богослов VII в. Иоанн Дамаскин ( живший в городе Дамаске ) сформулировал основные положения христианского иконопочитания . Он утверждал , что икона есть чувственный образ , возводящий ум человека к своему духовному первообразу ( оригиналу ). Икона не является Богом , но приобретает часть святости своего оригинала.

Она даже может творить чудеса . Обращаясь с мольбой к иконе Богоматери или Христа , человек просит милости не икону , а самих Христа и Марию . 3. Основная часть. Главные сведения о жизни Богоматери. Главные сведения о жизни богоматери древнерусский читатель узнавал из источников, что повествовали о Христе :канонических и апокрифических Евангелий .Дева Мария родилась у супругов из Иерусалима , Иоакима и Анны ,когда они уже потеряли надежду на рождение ребенка. Обрадованные родители посвятили девочку Богу отдали ее в возрасте трех лет воспитываться при Иерусалимском храме .Автор одного апокрифического Евангелия писал ,что маленькой Марии являлся ангел, кормивший ее небесной пищей.

Когда Мария выросла, ей уже не полагалось жить в храме. Ее родители к тому времени умерли , и девушку решили выдать замуж. Но поскольку она хотела соблюсти обет и посвятить себя Богу, в мужья ей выбрали старца Иосифа-плотника ,обещавшего позаботиться о Марии как отец ,а не как муж. Поэтому Иосифа называют не мужем, а обручником Марии.

Мария и после замужества не изменила свои привычки: она часто приходила в храм и помогала иерусалимским девам делать большую завесу для святилища. Однажды ей снова явился ангел и возвестил, что она родит Сына Божьего. "Как будет это, когда я мужа не знаю?" воскликнула Мария. Но сын Божий должен был родиться именно от чистой девы, чтобы самим рождением явить чудо всему человечеству.

Незадолго до родов Пресвятой Деве вместе с праведным Иосифом пришлось отправиться в небольшой город Вифлеем, чтобы участвовать в переписи населения Иудеи. По дороге они попытались остановиться на ночлег на постоялом дворе, но там не было места. Тогда они воспользовались укрытием, где прятались пастухи. Там и родился Младенец Иисус; спеленав, его положили в ясли кормушку для скота.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Субкультура компьютерного андеграунда
Определение субкультуры включает в себя понятия культуры вообще, понятие взаимодействия культур на стыке времен, поколений или обществ и некоторую прослойку, позволяющую сделать плавный (почти не заметный для исследователя) переход от одн ...

Развитие архитектуры 1918-1941 гг
Революция 1917 г. принесла и перемены в среде культуры. Они затронули образование, науку, технику, литературу, искусство, архитектуру, всю духовную жизнь общества. Направления и характер, начавшихся в культурной среде изменений определяли ...

Этногенез славян и индоевропейская проблема
Всем понятен смысл индоевропейской проблемы, центральной и труднейшей проблемы сравнительного языкознания, но сформулировать ее нелегко, и притом каждая эпоха вносит свое в эту формулировку. Образ индоевропейского генеалогического древа с ...