Телепузик как герой нашего времени

Статьи » Телепузик как герой нашего времени

Страница 1

Телевидение всё более активно проникает не только в нашу повседневную жизнь, но и в воспитание детей. Телевизор заменяет семейное общение, чтение книг, домашнее музицирование, бабушкины сказки и беседы с отцом. Перед этим наступлением наиболее беззащитной и зависимой категорией являются совсем маленькие дети. Если взрослые или подростки могут критично оценивать то, что показывают, могут переключить канал или просто выключить телевизор, то малыши смотрят всё, что показывают. При чём они не просто смотрят телепродукцию, они впитывают и усваивают её. Теле-воздействия (как и всякие другие воздействия, адресованные малышу) формируют душу и ум ребёнка, воспитывают его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир детей ещё только складывается и существенную роль в его формировании играет всё, что они получают от взрослых – игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные программы. Телевизионные передачи, которые смотрят наши дети - это не только способ времяпрепровождения, но и средство воспитания. Применительно к маленьким детям принципы свободы выбора, как и свободы слова, не могут быть главными ориентирами. Взрослые должны с особой ответственностью подходить к тому, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, поскольку всё это закладывает фундамент их личности и мировоззрения.

В последнее время теле-передач, специально созданных для малышей крайне мало. На этом скудном фоне явный приоритет имеет широко известная всем дошкольникам и их родителям программа «Телепузики». Популярность этой передачи вышла далеко за пределы утренних просмотров. Образ «телепузика» стал своего рода символом детской субкультуры начала века. Игрушечные магазины буквально завалены куклами телепузиков (мягкими и твёрдыми, большими и маленькими, говорящими и молчащими). Детские шапочки, костюмчики, рюкзачки – всё строится по образу и подобию телепузиков. Любимая игра наших дошкольников – опять же «в телепузиков», где они подражают их движениям, повторяют их интонации, вопроизводят сюжеты любимой передачи.

Учитывая столь массовый успех и несомненное влияние этого явления на неокрепшие души наших малышей, важно проанализировать содержание этой передачи. Следует отметить, что эта программа имеет достаточно широкую и разноречивую прессу – одни хвалят её и восхищаются профессионализмом авторов, другие – возмущаются её примитивностью и ограниченностью Однако, большинство отзывов на эту передачу принадлежит журналистам или родителям и имеет характер чисто эмоциональной реакции. Мы же попытаемся взглянуть не неё глазами детского психолога.

Итак, что же представляет собой любимый герой наших детей телепузик? По своему внешнему облику это нечто среднее между инопланетянином и роботом – неподвижная, без мимики маска, стеклянные глаза, антены на голове, а в центре этого существа (там, где обычно располагается сердце, душа или живот) – телевизор. В то же время очевидно, что телепузики – это дети. Их фигурки, интоназии, забавная пластика движений – всё соответсвует образу маленького ребёнка. Однако при этом в их жизни отсутствут главный атрибут детсва и главное условие жизни ребёнка, его физического и психического существования - родители. Это дети без семьи, без папы и мамы, без бабушки и дедушки. Отсутствие семьи и родителей принципиально отличает телепузиков от многочисленных персонажей детских книжек и мультиков. Не только дети, но и зайчики, белочки, котята всегда имеют маму и папу; причём отношения с близкими родственниками обычно составляют главную сюжетную линию произведений для детей.

В то же время телепузики вовсе не являются самостоятельными и независимыми субъектами. Они вообще не проявляют собственной воли и ничего не делают сами. Их действия подчинены жёсткому руководству и контролю со стороны некого голоса, исходящего свыше или из-под земли. Этот голос комментирует их движения, направляет их действия, приказывает и даёт простые команды («стоять», «бежать», «спать»), которые они охотно исполняют. Функцию физического ухода осуществляет особый «персонаж» - пылесос, который убирает их экскрименты и наводит порядок в их «стране». Традиционные функции родителя – уход и контроль – как бы распределяются между этими двумя инстанциями – голосом свыше и пылесосом. Однако, эти дети лишены главного и необходимого для ребёнка – родительской любви и внимания. Впрочем, для детей пылесоса эта функция видимо не нужна, потому что они – не люди.

Телепузики лишены всего человеческого и абсолютно безлики. Отсутствие характера и собственных поступков опять же приниципиально отличают их от классических образов детской субкультуры. Чебурашка, Буратино, Незнайка и др., несмотря на сомнительность своего происхождения и отсутствие семьи, обладают ярко выраженной индивидуальностью и вполне человеческими личностными чертами, которые проявляются в их самостоятельных поступках. В отличие от этого телепузики не имеют своего лица; они различаются только цветом и размером. В остальном – это совершенно безликая группа, радостно повторяющая по велению голоса одинаковые примитивные движения.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

От античного к средневековому взгляду на культуру
Тускулан - это предместье города Рима, и в своих "Тускуланских беседах" Цицерон впервые характеризует философию как "возделывание души". Он пишет: "Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. ...

Голубой период
Начало "голубого периода " принято связывать со второй поездкой художника в Париж. Действительно, он возвращается к рождеству 1901 года в Барселону с завершенными и начатыми полотнами , написанными в совершенно иной манере ,чем ...

Духовная культура европейских стран
Религия. В целом духовная жизнь европейских народов основана на научном мировоззрении. Религии не оказывают более господствующего влияния на умственное, нравственное и др. развитие. Власти используют религию как инструмент официально-нрав ...