Телепузик как герой нашего времени

Статьи » Телепузик как герой нашего времени

Страница 2

Отсюда ещё одна отличительная особенность этой программы – полное отсутствие событий и какой-либо сюжетной основы. Здесь нет никаких проблем и огорчений, ничего не случается, ничто не преодолевается. В любой самой простенькой детской сказке (Репка, Колобок, Теремок и др.) всегда есть событие, задача, определяющая действие персонажей и смысловую ткань сказки. Даже в знаменитых коротких стишках А.Барто, которые для многих поколений детей остаются первыми, существует определённое сюжетное напряжение, ощущение опасности и её преодоление («Уронили Мишку на пол», « Наша Таня громко плачет» и пр.) Без такой сюжетной основы, без содержания, которое определяет смысл действий персонажей, вообще не может быть произведения для детей. В этой передаче ничего подобного нет. Есть бессмысленные и бессодержательные движения одинаковых роботов-марионеток, для которых существует только одно состояние непрерывного и гомогенного счастья. Они не ссорятся и не мирятся, ничего не ищут и никуда не идут. Между ними нет каких-либо устойчивых отношений, напоминающих человеческие. Их единственное желание – посмотреть в животе (теле-экране) партнёра очередной документальный фрагмент.

Об этом фрагменте следует сказать особо, поскольку с ним связана познавательная задача данной программы. Этот документальный материал должен, по замыслу авторов, должен знакомить малышей с окружающей реальностью, показывать разные грани действительности. Детям показывают, как пасутся козы, как растут цветы, как работают врачи и ездят машины. Все эти социальные и природные явления представлены в чисто реалистичном, документальном формате. На экране движутся и говорят дети и взрослые, совершенно не готовые общаться через телекамеру, нередко с плохой дикцией, с явно фальшивым, наигранным оптимизмом сообщают малышам какую-либо полезную познавательную информацию о себе и об окружающем. Понятно, что эта информация не представляет для маленьких детей никакого интереса; она не доходит до них и тем более не усваивается ими. Эти фрагменты скучны и затянуты, к тому же они повторяются 2 раза, что для взрослых – полный абсурд, а для детей мнимая возможность закрепить усвоенное. В общем, познавательная, а тем более худолжественная ценность этих фрагментов весьма сомнительна. Они, в отличие от телепузиков, вовсе не соответствуют интересам малолетней аудитории. Малыши скучают и с нетерпением ждут новой встречи с любимыми героями.

Почему же столь странный продукт телеиндустрии, не выдерживающий никакой критики ни с художественной, ни с воспитательной, ни с познавательной точек зрения, завоевал столь широкую популярность в нашей стране, где существуют сильные традиции отличной детской литературы, мультипликации и вообще искусства для детей?

По-видимому, главной причиной теле-пузи-мании является точный расчёт на малолетнюю аудоторию. Известно, что в разработке этой программы принимали участие детские психологи из Англии. Они достаточно хорошо поработали и учли возрастные особенности и предпочтения детей от 6 мес. до 2-х лет. Замедленный темп, абсолютная понятность совершаемых движений, постоянные повторы, предсказуемость и узнавамость каждого действия – всё это делает передачу доступной и понятной, а потому любимой даже для младенцев. Малыши привязываются, «прилипают» к этим персонажам и начинают нуждаться в их воспроизведении. Формально, передача действительно хорошо моделирует тип сознания годовалого ребёнка. Но задача любого произведения для детей, как и воспитания вообще, не консервировать младленческий тип сознания, а развивать, вести вперёд, в мир людей, в тот единственный мир, в котором живёт ребёнок. Здесь же, умело эксплуатируя предпочтения младенцев, авторы телепузиков сохраняют, укрепляют и останавливают формальные младенческие привязанности и этим инфантилизируют, можно сказать зомбируют, сознание наших детей. Бессмысленные движения, отсутствие воли и активности, формально-безразличные отношения становятся нормой и идеалом. Особенно опасно, что эту передачу любят смотреть не только дети раннего возраста, но и дошкольники, и даже дети 7-8-лет. Телепузики стали чем-то вроде будильника - перед школой или детским садом они с восторгом включают телевизор и наблюдают своих любимых героев.

Всему этому активно способствуют взрослые – не только родители, но и изготовители игрушек и ширпотреба для детей. В своём стремлении отвечать интересам своих детей (а главное – освободиться от них хотя бы на полчаса), родители с готовностью сажают их перед экраном, а потом охотно покупают для них куклы детей-роботов и умиляются детским играм в телепузиков. В результате сформировалось нечто вроде новой торговой марки или массовой рыночной конъюнктуры по производству и размножению «детей пылесоса». Сознание взрослых стало таким же объектом манипуляций, как и сознание детей.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Культура России во II-ой половине XIX века
Успешное развитие экономики после отмены крепостного права непосредственным образом сказались на развитии культуры России второй половины XIX в. Рост промышленности, совершенствование техники производства нуждалось в грамотных людях, боль ...

Иконы богородицы
Владимирская. По преданию, эта икона написана апостолом и евангелистом Лукой. Когда апостол показал Богоматери этот образ, Она произнесла: "Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сею иконой да будет". На иконе Богоматерь держит ...

Элий Аристид
Элий Аристид(ок. 117—189 гг.) тоже был родом из Малой Азии и тоже странствовал, бывал в Египте, выступал с речами на Истмийских играх и в самом Риме. Из его литературного наследия сохранилось 55 речей. Некоторые приближаются по типу к пос ...