"Модерн": от рассвета к кризису
Период истории культуры, отсчитываемый от середины 19 в. и заканчивающийся на каждом проходящем годе современности в разных типологиях называют по-разному: технотронным веком, постмодерном, модерном, просто периодом новейшего времени и т.п. Но как бы ни называли этот период в его культурное наполнение входят не только достижения этого периода, но и культурное развитие, характерное для всех предшествующих этапов. Не случайно поэтому историки и этнографы говорят о том, что в нашу эпоху на земном шаре можно обнаружить все предшествующие формации общественно-экономического и культурного развития.
Новейшее время увеличило разрыв между стадиально разными культурами, находящимися на разных стадиях развития. Поэтому, характеризуя культуру новейшего периода, обычно пристальнее разглядывают те достижения, которых не было в предшествующих формациях, и которые составляют сущность новой культурно-исторической стадии. С региональной точки зрения она реализуется в Европе, Северной Америке и ряде стран Востока и в первую очередь в Японии. Разница между названными регионами в том, что:
в Европе новая стадия развилась на базе всех предшествующих традиционных культурно-исторических достижений,
в Северной Америке на базе безтрадиционной, искусственно взращенной копии европейской цивилизации,
в Японии - на основе симбиоза евро-азиатских традиционных культурных достижений и индустриальных новаций.
Начиная с середины 19 в. в философской и социально-политической литературе появились прогнозы и предсказания о грядущем кризисе европейской культуры. Они, действительно, нашли подтверждение в 20 в. Европа в древности отождествлялась с прогрессом античного общества, в Средние века - христианством, в Новое время - с развитием промышленности. В 20 в. Европа стала уступать первенство в разных областях развивающимся восточным странам. В чем же проявилось конкретное отставание Европы?
Она утратила политическое господство над множеством колоний и полуколоний.
Для азиатского и восточного мира исторический опыт европейских государств не является более привлекательным.
Демографические процессы свидетельствуют о необратимости этнических процессов, составляющих основу национально-культурного развития.
Иммигранты из других частей света постепенно меняют картину культурных традиций европейских государств.
Европейские технологии и товары начинают вытесняться с мировых рынков молодыми конкурентами из Азии.
Американская культурная экспансия грозит изменить европейскую ментальность (способам социального поведения людей, продиктованным их мыслительными и эмоциональными установками). Тем не менее Европа не утратила своего целостного культурно-генетического целого. Чем же характеризуется современное развитие европейских государств?
- Материально-культурное развитие Западной Европы
- Социально-политическая культура в Новейшее время
- Духовная культура европейских стран
Это интересно:
Розовый период
Весной 1904 г. Пикассо окончательно поселяется в Париже на Монмартре. С переездом в Париж завершается «голубой период». В монохромную голубизну полотен Пикассо вторгаются разные тени, становясь господствующими. Этот новый период получает ...
Феодальные связи
Пребывая на вершине могущества, кланы Минамото и Ходзе сумели обзавестись широкой сетью связей, гарантировавших безусловную преданность вассалов (мелких феодалов, приносивших присягу на верность взамен на свою защиту) и рядовых самураев. ...
Имена и судьбы ростовских архитекторов
В судьбе архитектуры советского периода (1918-1941 гг.) принимали участие Л.Ф. Эберг, М.Н. Кондратьев, В.Н. Наумычев, П.А. бучнев, А.М. Дворин, Х.Х. Чалхумьян, Лавреньтьев, А. Маркелов, Н. Мельншов, И.П. Смирнов, В.А. Щуко и В.Г. Легьфрей ...