Французские просветители XVIII века

Статьи » Французские просветители XVIII века

Страница 2

Археолог, историк искусств, романист граф де Кейлюс был характернейшим типом писателя-ученого века Просвещения. Потомок старинного феодального рода, неутомимый труженик, член Академии живописи и Академии изящной словесности, Кейлюс был автором более чем пятидесяти научных мемуаров, множества трактатов по эстетике, автором и художественных произведений, которые составляют двенадцать томов. Он принял участие в спорах о назначении искусства и в создании нового учения о прекрасном. Кейлюс одним из первых положил начало научной археологии и истории искусства, стремясь к более полному, историческому пониманию античности, изучение которой он хотел поставить на службу современности. Он несомненно подготовил деятельность Винкельмана, который, как известно, пользовался трудами Кейлюса. Как писатель Кейлюс был автором новелл, романов, литературных сказок (некоторые из них могли оказать влияние на творчество Екатерины II). Его сочинения были известны русскому читателю на языке оригинала и по переводам XVIII века.

Большую роль в создании просветительского романа во Франции сыграл магистрат, ученый-легист, эрудит Тома-Симон Гелетт, автор подражаний восточным сказкам и стилизаций. Он вел простую жизнь мудреца и трудолюбивого ученого, был известным коллекционером материалов по истории уголовного законодательстве; ему свойственно научное отношение к тексту и литературе, что проявилось в переиздании им специально подготовленных сочинений старинных французских писателей. Художественные произведения Гелетта отличались сатирической направленностью; большое место в них было отведено рассуждениям на темы политики, религии, философии, познания человека, его морали. Сказки Гелетта переводились во второй половине XVIII в. на русский язык и пользовались успехом, о чем свидетельствуют их переиздания.

Мы упомянули лишь имена трех, ныне несправедливо забытых французских просветителей. Их историко-культурные, научные интересы и занятия, с ними связанные, не возникали вдруг: в них выразился активный дух французского Просвещения, идеи которого воодушевляли лучшие умы, — среди них д’Аржан, Кейлюс, Гелетт.

Страницы: 1 2 

Это интересно:

Культура как форма трансляции социального опыта общества
Культура доносит до нас голоса прошлого, она сама представляет собой прошлое, но унаследованное, освоенное. И в этом смысле она всегда находится в настоящем. Меняются времена, меняются люди, и чтобы понять смысл их поведения, нужно изучит ...

А. Шопенгауэр о противостоянии западной и восточной культуры
Своеобразным ответом на такую точку зрения можно считать учение Шопенгауэра. Причем философ XIX века А. Шопенгауэр (1788-1860) интересен не столько глубиной своих воззрений, сколько их оригинальностью, поскольку он первым целенаправленно ...

Чань-буддизм: возникновение и основные идеи
На протяжении этого периода ассимиляции буддийское учение постоянно приспосабливалось к китайским формам мысли, или же китайская ментальность включалась в буддийскую религию. Такие буддийские понятия, как праджня, татхата (таковость) и бо ...