Древний Рим

Статьи » Античный мир » Древний Рим

Страница 5

Становление античного города-государства включало ряд этапов. Большинство полисов (в том числе, Афины, Рим, отчасти Спарта) образовались путём синойкизма (слияния) нескольких первоначальных гражданских общин, что было связано с переселением жителей в центр городского типа. При этом в состав полиса входила вся территория, на которой располагались первоначальные общины, поэтому получалось, что граждане, проживая в городе в собственном смысле слова, владели землёй, находившейся в сельской местности. Если полис со временем становился торгово-ремесленным (Афины, Коринф), или , если на земельных участках граждан работало зависимое население типа илотов (Спарта), то подавляющее большинство граждан жило в городе. Если это был обычный сельскохозяйственный полис, то часть собственников участков могла жить в сельской округе (это зависело от её размеров).

Каждый полис проходил в своём становлении следующие этапы: ограничение власти родовой знати, отмена долгового рабства, замена родового деления территориальным, установление имущественного ценза как основы государственного и военного устройства, запись обычного (существовавшего до этого в устной традиции) права. Последовательность этих этапов могла быть разной , некоторые из них иногда совпадали во времени. Но все эти мероприятия были необходимы, чтобы обеспечить существование социальной основы полиса - достаточно многочисленного слоя свободных землевладельцев-общинников.

Социальная структура полиса была довольно сложной. В каждом городе-государстве было три основных сословия (то есть слоя населения с юридически фиксированными правами и обязанностями). Это были граждане, свободные чужеземцы и рабы. Поскольку рабы никаких юридически оформленных прав не имели, свободные не считали их сословием, хотя объективно дело состояло именно так. Внутри сословия граждан выделялась не забывшая своих корней родовая знать, которая обычно представляла собой слой крупных землевладельцев, хотя эти категории населения совпадали не полностью. Другой слой граждан составляла торгово-ремесленная верхушка (в Древнем Риме эти слои имели названия: сенаторское сословие и всадники). Все остальные граждане (мелкие и средние землевладельцы, хозяева небольших ремесленных мастерских, мелкие торговцы) образовывали третий слой (в Древнем Риме он назывался городской и сельский плебс). К последней категории относился и люмпен-пролетариат (безработные и не имевшие собственности граждане), но многочисленной эта категория населения стала только в Древнем Риме. Свободные чужеземцы, не имевшие гражданских прав, включали уроженцев других полисов, добровольно поменявших место жительства, и вольноотпущенников. В Риме вольноотпущенники представляли собой особое сословие, так как сохраняли некоторые обязательства по отношению к своим хозяевам, за несоблюдение которых они могли быть снова обращены в рабство. В принципе и чужеземцы-свободные и вольноотпущенники могли получить гражданство. В Афинах это было сложно: требовались особые заслуги перед государством. В Риме - относительно легко (правда гражданские права не могли быть представлены рабам, побывавшим в оковах). Свободные чужеземцы и вольноотпущенники занимались в основном ремеслом и торговлей, а также умственным трудом. Рабы подразделялись на государственных и частновладельческих. Первые занимали непрестижные должности при государственных органах, являясь полицейскими, тюремщиками, палачами (не только в Риме, но и в Греции). Частновладельческие рабы могли быть городскими и сельскими, а также работать в рудниках. Наиболее тяжёлым было положение последней категории и сельских рабов. Правда, условия жизни сельских рабов в Древней Греции, а также в Римской республике до начала II в. до нэ. были существенно лучше, чем в Древнем Риме II в. до н .э. - III в. н .э., где они подвергались “классической” эксплуатации. В греческих полисах городские рабы были представлены в основном домашними слугами и мелкими ремесленниками. Категория “рабской интеллигенции” была характерна главным образом для Рима, хотя образованные рабы были и в Греции (пленные граждане покорённых греческих государств). Классов как таковых в античным мире не было также, как и на Древнем Востоке.

Основой производства в Античном мире был труд свободных. В сельском хозяйстве это был труд землевладельцев-общинников, которые использовали рабов на вспомогательных работах. В городе - труд граждан - ремесленников и торговцев, а также свободных чужеземцев, которые, не имея земли, тоже занимались в основном ремеслом и торговлей. И тем и другим могли помогать рабы. Второе по значению место в античной системе производства занимало зависимое население типа илотов (в Спарте, в Фессалии, на Крите). Эти люди, скорее всего, потомки покорённого населения завоёванных областей, обрабатывали землю, принадлежавшую гражданам полиса, собственными орудиями труда, брали себе часть дохода и не могли быть ни согнаны с обрабатываемой земли, где имели дом, ни проданы за пределы полиса. На последнем месте находился труд рабов. Самостоятельное значение он имел на рудниках - и в Греции и в Риме на рудниках работали только рабы , - в сельском хозяйстве Древнего Рима со II в. до н.э. по III в. н.э., а также в тех немногочисленных ремесленных мастерских, где основные работы выполнялись рабами. Кризис античной цивилизации III в. н.э., вызванный в значительной степени широким использованием труда рабов, подтверждает тот факт, что рабовладельческий способ производства не был основой античности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Бумага и книгопечатание в Китае
Первоначально материалом для письма в Китае служили кости жертвенных животных, бронза и камень, а с середины первого тысячелетия до н.э. также шелк и бамбуковые дощечки. Последние сшивались веревочками, составляя целые связки. В китайском ...

Исторические предпосылки
XVII век. Новое время, эпоха барокко. Загадочным образом эта эпоха все еще живет в нашем сознании, ее новизна не устарела без малого четыре столетия. Драматическая напряженность мироощущения, интенсивность духовной жизни чувствуется на ра ...

Русская культурологическая мысль на рубеже XIX - XX веков: критика "классических" оснований культуры
Особенности культурологической мысли. Культурологическая мысль в России в качестве самостоятельной отрасли знаний развивалась с некоторым опозданием и имела на рубеже XIX - XX веков ряд особенностей, обусловленных, прежде всего, пограничн ...