На вершине

Страница 1

Слава, стремительно растущая благодаря огромному успеху “Евгения Онегина”, она меняла не только быт Петра Ильича, но и перестроила его внутренний мир. В письмах он не жалуется больше на “ненавистный” Петербург. Столичная жизнь теперь не так, как прежде тяготит его. Здесь он сейчас не бесправный композитор, ищущий возможностей и связей для того, чтобы увидеть на сцене императорских театров свои произведения, он - великий музыкант, обожаемый публикой, прежде всего петербургской, ее любимец.

Итак, премьера “Онегина” позади, но не смолкают обсуждения. В газетах и разговорах все еще чувствуется некоторое недоумение от колоссального успеха оперы, который становится все более явным. После трех-четырех спектаклей Чайковский сообщал брату Анатолию: “Евгений Онегин” имеет успех ; сборы великолепные .” Иван Сергеевич Тургенев, не принявший некоторые места либретто, приходил в восторг и говорил : “Для меня, например, Ленский у Чайковского как будто вырос, стал чем-то большим, чем у Пушкина”.

В конце 1884 года Чайковский познакомился с молодыми композиторами, составлявшими ядро беляевского кружка, во многом продолжавшего традиции балакиревцев.

14 декабря 1888 года он познакомился с Чеховым. Чайковский и Чехов ! Без этих двух имен невозможно представить себе русскую культуру 80-90-х гг. прошлого века, как невозможно представить его первую половину без Пушкина и Глинки. Знакомство их состоялось у Модеста Ильича Чайковского на Фонтанке 24, куда Чехов был приглашен к завтраку.

Одна встреча в Петербурге, одна - в Москве и по три письма от каждого - таково внешнее проявление дружбы двух великих людей, прерванной смертью композитора. Да еще намерение Чехова, так и не осуществленное, писать для Чайковского либретто на сюжет лермонтовской “Бэлы”.

“Он хороший человек, - писал Антон Павлович после знакомства, - и совсем не похож на полубога”. Писатель посвятил ему свой сборник рассказов “Хмурые люди”. А в его письме к Модесту Ильичу мы читаем такие слова: “Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, - до такой степени я уважаю его” .

Директор императорских театров И.А. Всеволожский, давно мечтавший о постановке балета Чайковского на сцене Мариинского театра, писал ему еще в мае 1888 года :” О балете вы ни гугу. А хорошо было бы , между прочим, написать балет. Я задумал написать либретто на “Спящую красавицу” по сказке Перро. Хочу мизансцены сделать в стиле Людовика 14”.

Весной 1888 года Чайковский получил заказ от театральной дирекции на новый балет по сценарию Всеволожского.

24 января 1889 года Петр Ильич уехал за границу. Он посетил Германию, Швейцарию, Францию и Англию. Вернувшись в начале мая во Фроловское ( небольшое имение под Москвой ), он сразу же принялся за работу и к концу месяца “Спящая красавица” была готова. Балет сразу же был принят к постановке в Мариинском театре.

Одновременно с подготовкой балета, Петру Ильичу пришлось принять участие в еще одном событии из музыкальной жизни Питера. В ноябре 1889 года праздновалось пятидесятилетие музыкальной деятельности Антона Григорьевича Рубинштейна. Его чествование открывалось торжественным актом в Дворянском собрании. 18 ноября 1889 года здесь исполнялся хор “Привет Рубинштейну” Чайковского, написанный специально к юбилею. 19 ноября - сложнейшая оратория Рубинштейна “Вавилонское столпотворение”. Чайковский управлял коллективом более, чем в 700 человек.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Очерки истории общественного сознания Древней Руси XI - XIII веков
Изучение древнерусского общества, как и любого другого, невозможно без ответа на вопрос о том, как сам человек воспринимал окружающий мир и свое положение в нем. На современном этапе развития исторической науки это стало общепризнанным фа ...

Антифашистские фильмы
В конце 30-х годов, когда наш враг вполне определился конкретизировался, советское кино обратилось к немецкой антифашистской литературе и творчеству прогрессивных немецких кинематографистов. Политический эмигрант-антифашист Густав Вангенг ...

Особенности канонизации святых в православии
Свои особенности в истории православия имеет и процесс канонизации (перечисление к святому лику) русских святых. Показательна в этом отношении история Бориса и Глеба (первых русских чудотворцев православной церкви), причисленных к лику св ...