Об аристократической и демократической реакции на массовую культуру

Статьи » Субъект культуры » Об аристократической и демократической реакции на массовую культуру

Разница между этими двумя тенденциями в критике массового общества и массовой культуры хорошо видна на примере русского философа Николая Александровича Бердяева (1874-1948). Дело в том, что "светлое будущее" Бердяев видел в прошлом, поскольку именно там остались горячо любимые им ренессансная Италия и "латинский гений". В ХХ веке почвы для такого расцвета высокого искусства, по его убеждению, уже нет. "Мы переживаем конец Ренессанса, - писал в 1918 году Н.Бердяев. - Ныне эта свободная игра человеческих сил от возрождения перешла к вырождению, она не творит уже красоты" . Конечно, Бердяев не против достижений цивилизации и прогресса21. Но для него так же важно сохранить великую классическую культуру прошлого, покушение на которую он связывал с включившейся в социальное и культурное творчество массой.

В результате в оценке настоящего момента Бердяев явно выражает два стремления, с одной стороны, стремление сохранить культуру, а с другой - стремление изолировать от участия в творчестве культуры массу. Такова его реакция на "восстание масс". И выход, как уже было сказано, Бердяев видит в "новом средневековье", где привилегии культурного меньшинства станут гарантией от упадка культуры.

Такой аристократизм духа, подчеркнем, рождается у Бердяева как реакция на действительный кризис культуры в ХХ веке. А его реальная альтернатива - демократизм, который представлен, однако, не в точке зрения "человека-массы", а в позиции той части большинства, которую не устраивает "массовая культура". И в этом случае ее преодоление реально связано не с привилегиями новой элиты, а с иной жизнью и образованием большинства, далекими от культивирования посредственности.

Свой протест против массового общества Бердяев высказывал в 20-е годы, а Ортега-и-Гассет издал свою знаменитую книгу в 1930 году. К настоящему моменту ситуация, однако, радикально не изменилась. Но нельзя игнорировать и тех сдвигов, которые порождает современная информационная революция, расширяющая границы культурного общения людей, а заодно придающая этому общению более формальный и поверхностный характер.

Это интересно:

Место Византии в истории мировой культуры
В истории мировой культуры византийская цивилизация занимает выдающееся место. Она была историческим и логическим продолжением греко-римской античности, в ней осуществился своеобразный синтез западных и восточных духовных начал, она оказа ...

Этикетная формула
Этикетная формула часто представляет собой фразеологизированные предложения, являющиеся готовыми языковыми средствами. Многие из них включают уже ушедшие, самостоятельно не употребляющиеся слова. Представляя кого-нибудь при знакомстве, го ...

Тициан
Тициан (Тициано Вечеллио) (Titian (Tiziano Vecellio)) (около 1480-1576 гг.), итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения (Ренессанс). Глава венецианской школы. Учился в мастерской Джованни Беллини, но более глубокое влияни ...