Русская культурологическая мысль на рубеже XIX - XX веков: критика "классических" оснований культуры

Статьи » Русская культура и революция » Русская культурологическая мысль на рубеже XIX - XX веков: критика "классических" оснований культуры

Страница 3

Наиболее ярким и контрастным периодом "цветущей сложности" в истории европейской культуры Леонтьев считал средневековье, а последующий буржуазный "прогресс" Нового времени представлялся ему торжеством гибельной уравнительности, культурной серости и умирания. "Некультурный - значит несвоеобразный", - утверждал Леонтьев, и России, как и любому другому народу, следует прежде всего стремиться к сохранению и преумножению своей самобытности, без которой она просто перестанет существовать, угрозу чего уже предчувствовал Леонтьев в конце прошлого века.

Культурологические воззрения Г. В. Плеханова. С конца XIX - начала XX века в русской мысли было широко представлено и марксистское направление. С точки зрения культурологии определенное значение принадлежит в этих рамках наследию Георгия Валентиновича Плеханова (1856-1918). Наиболее значительным произведением в этом отношении является его "История русской общественной мысли". В этой работе он исходил из основного положения исторического материализма об определяющей роли общественного бытия в отношении общественного сознания и из объективных условий развития общественной жизни выводил ход развития русской общественной мысли.

Г.В.Плеханов отвергает взгляды на полную историческую самобытность России, но и, вместе с тем, критикует представления о принципиальном сходстве русского и западноевропейского исторического развития. Его собственная мысль заключается в том, что в русском культурно-историческом процессе есть особенности, заметно отличающие его от стран Западной Европы и напоминающие процесс развития великих восточных деспотий. Причем эти особенности то увеличиваются, то уменьшаются.

Для объяснения этого факта Плеханов обращается к рассмотрению географических условий и исторической обстановки русского социально-экономического, политического и духовного развития. Главный вывод, к которому пришел Г.В.Плеханов, состоит в том, что с петровской эпохи, доведшей до крайности черты московско-деспотической Руси, начинается процесс европеизации русской духовной культуры, который не завершается и ко времени революции 1917 года.

Плеханов оказался прав в этой оценке. События периода русских революций ХХ века привели русскую культуру в совершенно новые условия исторического существования, парадоксально сочетавшие черты и Запада и Востока.

Страницы: 1 2 3 

Это интересно:

Культура и культ в понимании христианских богословов
В результате воззрения Цицерона вызвали резкую критику со стороны его противников, в том числе идеологов раннего христианства. Что касается позиции христиан, то не только к Цицерону, но и ко всему античному наследию у них было крайне прот ...

Энергетика речи
В деловой коммуникации при использовании вербальных и невербальных средств максимального успеха добивается тот, кто ведет тактику инструментарием возбуждения эмоций и чувств. В деловом общении важно помнить об энергетике, которую создает ...

Риторика и лингвистическая прагматика
Лингвистическая прагматика изучает функционирование языковых единиц в речи, а также отношения между высказыванием, говорящими и контекстом (ситуацией) в аспекте человеческой деятельности. Поэтому результаты исследований в области прагмати ...