Социокультурный смысл русского самодержавия

Статьи » Самодержавие как феномен русской культуры » Социокультурный смысл русского самодержавия

Страница 1

Рассмотрение самодержавия как феномена культуры, его роли в истории России позволяет сделать следующие выводы:

Вывод 1. Русское самодержавие являлось с самого своего возникновения вполне реальной силой, наложившей сильный отпечаток на всю историю отечественной культуры.

Арнольд Джозеф Тойнби, выдвинувший теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, с полным основанием отнес это социокультурное явление на русской почве к тому типу цивилизаций, которые он в своей типологии называет "универсальные государства". Для всех подобных универсальных государств, доказывал Тойнби, характерны: вера граждан, населяющих империю, в вечность и совершенство установленного миропорядка, в то, что именно он воплощает "землю обетованную", являясь "целью исторического прогресса".

Вывод 2. В российской истории можно отметить несколько фаз основания русского универсального государства, отмеченных именами "основателей": Владимир Святой и Ярослав Мудрый, Иван III и Иван IV Грозный, Петр I, отчасти Николай I, Ленин и Сталин. Создаваемые на разных исторических стадиях развития России варианты универсального государства не столько возникали из общественного хаоса и распада, сколько сами порождали этот хаос "смутного времени" с характерными для него центробежными процессами, экономическим, политическим, идеологическим кризисом.

Так, смерть Ярослава Мудрого знаменовала собой:

начало удельной раздробленности, только что созданного Киевского государства;

разгул опричнины, поражение в Ливонской войне, династический кризис после Ивана Грозного вызвал многолетнюю эпоху Смуты, первой гражданской войны в отечественной истории;

петровские реформы сменила череда дворцовых переворотов, произвол чиновничества, фаворитизм, коррупция, то есть явное перерождение заложенной Петром российской государственности;

правление Николая I завершилось "мрачным семилетием", Крымской войной;

за этим последовала цепь стремительных реформ, последовательно разрушающих имперское стройное целое.

Агония тоталитарного государства, созданного Сталиным, начавшаяся в годы хрущевской "оттепели", продолженная в период горбачевской "перестройки", выразилась в дальнейшем в распаде СССР, локальных межнациональных конфликтах, перерастающих подчас в разрастающиеся очаги гражданской войны, в экономическом, политическом, социальном и идеологическом кризисе, который переживала Россия в конце ХХ века.

Вывод 3. От самых своих истоков русское самодержавие имело характер не абсолютной монархии западного типа (с ее определенным местом в феодально-сословной иерархии, четко определенными законом правами и полномочиями, под сильным духовным контролем иерархов церкви во главе с папой), а восточной деспоти

Сам титул "царь", употребляемый в памятниках древнерусской словесности задолго до того, как царь возник в Древней Руси как социально-политическая реальность, имел три различных смысловых контекста:

как название ветхозаветных персонажей - (царь Давид, царь Соломон);

как традиционный на Руси титул византийского императора ( столица Византии - Константинополь - с древнейших времен называется русскими Царьград);

как именование великого хана Золотой Орды.

Вывод С точки зрения этнокультурной противоречивость русского самодержавия объясняется тем, что в этом социокультурном явлении наложились друг на друга и во многом слились два генетически различных элемента - восточнославянская родовая община, трансформировавшаяся со временем в вотчину, и "кочевая империя" Чингисхана, идеи и принципы которой были органически усвоены в период ордынского ига.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Изображение «Троицы» Феофаном Греком
Феофан попал в Новгород, очевидно, в 70-е годы 14 века. До этого он работал в Константинополе и близлежащих к столице городах, затем переехал в Каффу, откуда, вероятно и был приглашен в Новгород. В 1378 году Феофан исполнил свою первую ра ...

Битники: история болезни
“ В 1817 году “великий утопист” ( по определению Энгельса ) Анри Сен-Симон в “ Письме Американцу” послал за океан свой выстраданный “вопль”: “ Народу мало любить свободу, чтобы быть свободным, - ему прежде всего необходимо познание свобод ...

Быт
На основе находок крито-микенского периода мы вправе предполагать, что женщины пользовались тогда большой свободой и играли более значительную роль в обществе и в семье, чем в более позднее время греческих и римских полисов. Об этом говор ...