Самозванцы и самодержавие в России
Царями - избавителями в народе объявляли:
царевича Алексея (1690-1718)(сын Петра Великого, враждебно относился к реформам отца, бежал за границе и после возвращения был, по версии ряда современников, тайно задушен в Петропавловской крепости );
Петра Алексеевича - "второго императора", (Петр II (1715-1730) - рано умерший сын царевича Алексея Петровича, был российским императором с 1727 по 1730 годы);
Ивана Антоновича (Иван VI Антонович (1740-1764), российский император с 1740 по 1741 годы ( за младенца правили его мать его мать Анна Леопольдовна и ее фаворит Э.Бирон, заключен в тюрьму по приказу императрицы Елизаветы Петровны, убит при попытке освободить его);
Петра III (Петр III Федорович (1728-1762), российский император с 1761 года, свергнут в результате государственного переворота, организованного его женой, будущей императрицей Екатериной II Великой, и убит);
Павла Петровича (1754-1801) ( российский император с 1796 года, сын Петра III и Екатерины II, убит в результате заговора);
великого князя Константина Павловича (после смерти своего брата императора Александра I отрекся от престола в пользу младшего брата, будущего императора Николая I).
Так, секретные дела политического сыска 50-х - 60-х годов XVIII века зафиксировали распространение на востоке страны общерусской легенды о Петре II - избавителе, который, вернувшись на престол, должен был освободить народ.
В 60-е - 80-е года на Урале и в Сибири распространялись слухи о приезде настоящего царя Петра III, которого поддерживал римский папа. После подавления пугачевского восстания эти слухи переросли в надежду, что Петр III жив.
Разговоры о внезапной смерти императора Александра I (1777-1825) в Таганроге в 1825 году, междуцарствовании и восстании декабристов привели к возникновению последней из крупных социально-утопических легенд об избавителях - легенды о Константине-избавителе. В народе верили, что именно Константин, брат императора Александра I, был законным наследником и хотел дать крестьянам свободу, за что дворяне сместили его с престола.
Первоначально образ любого царя-избавителя в крестьянских представлениях носил расплывчатый характер. Более конкретные черты он приобретал, как правило, с появлением самозванца. По мнению специалистов-историков с начала XVII и до середины XIX века едва ли можно найти два-три десятилетия, не отмеченного появлением самозванца. Постепенно самозванство вырождалось, хотя упования на настоящего, доброго царя в народе оставались еще долгое время.
Анализируя такой культурно-исторический феномен как самозванство, можно сделать вывод, что оно выступало в истории России как особый социокультурный регулятивный механизм власти, объединяющий, сплачивающий общество в условиях распада, хаоса, наслоения неразрешимых противоречий. "Самозванство, - писал В.Ключевский, - было удобнейшим выходом из борьбы непримиримых интересов, взбудораженных пресечением династии: оно механически, насильственно соединяло под привычной, хотя и поддельной властью элементы готового распасться общества, между которыми стало невозможно органическое, добровольное соглашение6". В самозванстве заключается попытка соединить, идеи абсолютизма, самодержавия (как естественного защитника основной массы населения от местных властей) и идеи стихийного народовластия в единое целое. Царь и самозванец, противопоставляясь один другому, как бы взаимно уравновешивали друг друга, ограничивая тем самым безмерность власти.
Это интересно:
Инки
Другим великим государством доколумбовой Америки была империя инков, или, как называли свою страну сами инки, Тауантинсуйу или «Земля четырех частей». Последнее название связано с тем, что страна делилась на четыре провинции: Кунтинсуйу, ...
Вильгельм Телль и Ленин
Для Дали Вильгельм Телль символизировал полный разрыв символической пуповины, которая связывала его с домом и всем тем, что было с ним связано в плане тотемов и табу. Первая картина художника, посвященная этой теме, называлась просто &quo ...
«Капричос» Франсиско Гойи
Творчество великого испанского художника Франсиско Гойи уже более столетия привлекает пристальное внимание историков искусства. Первые серьезные попытки раскрыть сложный, глубоко драматический мир этого мастера были предприняты еще романт ...