Абсолютизм - высшая форма российского самодержавия

Статьи » Самодержавие как феномен русской культуры » Абсолютизм - высшая форма российского самодержавия

Страница 4

Позднее, в апреле 1906 года, Николай II утвердил новую редакцию основных государственных законов, призванную закрепить данные манифестом обещания. Как гласила статья 44, "никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы". Однако при этом царь сохранил за собой право единоличного назначения всех министров, а также половины членов Госсовета (вторая половина избиралась различными дворянско-буржуазными организациями).

Деятельность Государственной Думы стала важным фактором в политической жизни России в начале века ( I Государственная дума действовала 72 дня - с 27 апреля по 8 июля 1906 года. Ее самой большой фракцией была кадетская. II Государственная дума (20 февраля - 3 июня 1907 г.) оказалась еще более левой, чем первая и была распущена манифестом от 3 июня 1907 года. Государственная дума третьего созыва действовала пять лет - с 1 ноября 1907 года по 9 июня 1912 года - и обладала лояльным к правительству большинством из "черносотенцев" и октябристов. Деятельность IV Государственной думы, заседания которой открылись 15 ноября 1912 года, были прерваны указом царя от 25 февраля 1917 года. Декрет СНК (Совет Народных Комиссаров) от 18/31/ декабря 1917 года окончательно упразднил Государственную думу). Выборы в I Государственную думу были первыми выборами за всю историю России. За голоса избирателей боролось много партий, что также стало необычным явлением в социально-политической культуре России. До 1905 года существование партий было возможно только на нелегальной основе.

Таким образом, несмотря на поражение революции 1905 года, она оказала воздействие на некоторые изменения в политическом строе России. Одни историки называют установившийся в России строй "конституционной монархией", другие - "буржуазной монархией". Самодержавие пошло на уступки, но сохранило за собой основные позиции. Если ранее самодержавие видело свою опору, прежде всего, в помещиках и верхушке дворянства, то теперь оно вынуждено было лавировать между этим слоем и торгово-промышленной буржуазией, а также зажиточным крестьянством.

В последнее предреволюционное десятилетие в России не было ни полноценного самодержавия, ни полноценной конституции. Правильнее говорить о существовании системы высших институтов власти: царь, Совет Министров, Государственный Совет, Государственная Дума. Был и ряд основополагающих государственно-правовых актов, сложившихся в ходе революции 1905-1907 годов (кстати, термин "конституция" ни в одном из российских законов не упоминался).

Практически до февраля 1917 года Россия оставалась самодержавной империей и сохраняла абсолютистскую форму правления. Деятельность первой и второй Государственной Думы положили конец парламентским иллюзиям и доказали большинству думающего населения невозможность политического обновления России при сохранении самодержавия.

В этом одно из коренных отличий России от Западной Европы. Если в Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма и выборных структур, в России власть государя фактически не ограничивалась никакими выборными органами. Царь обязан был соблюдать лишь два условия: не нарушать закона о престолонаследии и исповедовать православную веру.

Отречение последнего российского императора Николая II от престола в марте 1917 года (а впоследствии и всех членов дома Романовых от своих прав на российский престол) ознаменовали собой конец самодержавия как монархической формы правления в России.

Страницы: 1 2 3 4 

Это интересно:

Люди эпохи
Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые — при всем обилии тогдашних талантов — стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личносте ...

Место иконы в пространстве Храма
Икона написана для храма и не может полноценно восприниматься вне его архитектурных форм. Она рассчитана на восприятие в мире, где действуют архитектонические законы и она сама существует в таком мире. «Храм в православном сознании мыслит ...

Природно-антропологические факторы и развитие отечественной культуры
Все выдающиеся русские ученые (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и другие) признавали значительную роль в истории России особенностей ее природы, которая существенным образом повлияла на формирование своеобразного антропологического типа чел ...