Истоки российского самодержавия
Древнерусское государство и идея самодержавия. Историческая традиция киевских князей, стремившихся в своем самодержавии стать вровень с византийскими императорами, пример сильной деспотической власти золотоордынских ханов обусловили восприимчивость русской ментальности к идее обожествляемой самодержавной царской власти.
Уже самых первых древнерусских великих князей, "самодержцев" по сути (термин в данном случае используется в метафорическом значении) - Владимира I Святославовича и Ярослава Мудрого восточное христианство византийского образца привлекало двумя моментами:
откровенной сакрализацией светской власти, канонизацией центростремительных и авторитарных тенденций в сфере социально-практической (укреплявших единство страны и этноса под знаком установления сильной единоначальной государственности);
сохранением идеалов первобытного родоплеменного демократизма в сфере духовно-нравственной, религиозной, культурной.
Стремление уравновесить, сбалансировать древнейший "вечевой" идеал и более поздний средневековый идеал государственного авторитаризма в формах "соборности" было трудно осуществимым на практике, изначально утопичным, но от того не менее желанным. Отсюда исходное неразрешимое противоречие, лежащее в основании русской культуры, начиная от ее истоков, - коллективности и авторитарности, всеобщего согласия и индивидуалистического произвола всевластного самодержца, стихийной саморегуляции общественной жизни и жесткого централизованного диктата власти.
Распад древнерусского государства с центром в Киеве на разрозненные, враждующие между собой в борьбе за политические приоритеты и общенациональную гегемонию удельные княжества представлял собой неудачную попытку сочетать идеалы авторитаризма (самостоятельность и взаимная независимость княжеств и возглавлявших каждое из них мини-монархов - князей) и коллективизма (конфедеративное устройство древнерусского государства как целого, формально узаконенное существованием великокняжеского "стола"). Действительное единство Русской земли сохранялось благодаря цельности древнерусской культуры, сплоченной единством языка, славянской письменности, религиозных воззрений и церкви, общих тенденций в развитии практически всех отраслей древнерусской культуры.
Московское государство как основа возникновения самодержавной власти. Представители дворянской историографии М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, М.П. Погодин полагали самодержавный строй наиболее соответствующим естественным нуждам русского народа. При этом главными факторами объединения они считали деятельность московских князей и монгольское иго. Н. М. Карамзин прямо указывал: "Москва обязана своим величием ханам".
С.М.Соловьев, придавая государству значение ведущего начала в историческом процессе, оценивал XV - XVI века как завершающий этап борьбы государственного и родового начал в сознании русского народа.
Историки Н.П.Павлов-Сильванскнй, А.Б.Пресняков полагали, что к середине XVI века удельный феодализм с его частной собственностью, частным правом, вассальными отношениями на Руси рухнул и был заменен "вотчинным самодержавием", при котором государство, сосредоточившее в своих руках собственность, власть и право, закрепостило все разряды населения.
Отечественные историки советского периода В.В.Мавродин, Л.В.Черепнин, С.М.Каштанов, М.П.Тихомиров, А.М.Сахаров и другие, взяв на вооружение формационный подход, ввели в научный оборот термин "Российское централизованное государство" и усматривали в его образовании закономерную смену периода феодальной раздробленности периодом централизованного феодального государства.
С середины 80-х годов XX века, разрабатывая проблемы методологического обновления исторической науки, многие ученые, в частности Ю.Г.Алексеев, А.А. Зимин, Л.И.Семенникова, И.И.Смирнов, А.Л.Хорошкевич, стали активно обращаться в своих трудах к проблемам особенностей российской цивилизации и факторов их возникновения в хронологических рамках Московского государства; роли личности в российской истории XIII - XVI веках.
Это интересно:
Первый период творчества Дионисия
Надо полагать, Дионисий родился либо в конце тридцатых, либо в начале сороковых годов XV столетия. Во всяком случае, в шестидесятые годы он выступает как вполне самостоятельный, сложившийся мастер, а ко времени начала работы у Пафнутия Бо ...
Литература, поэзия и театр
Как и многих других народов, у римлян собственно литературному творчеству отдельных писателей предшествовало устное народное творчество. К сожалению, произведения римского народного творчества не были записаны и не сохранились, за исключе ...
Происхождение древнегреческой драмы и театра
Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого ведущее место занимали сначала эпос, а затем лирика. Эпосу и лирике в свою очередь предшествовал фольклор — пословицы и поговорки, трудовые и обрядовые песни ...