Растущая популярность Шуберта

Статьи » Франц Шуберт » Растущая популярность Шуберта

Страница 3

Такого с ним еще не бывало. Он писал о страдании и страдал. Он писал о безысходной тоске и безысходно тосковал. Он писал о мучительной боли души и испытывал душевные муки.

"Зимний путь" - это хождение по мукам. И лирического героя, и автора. Это произведение рассказывает историю в 24 немецких песнях о мужчине, которого бросила любимая, находящегося на грани сумасшествия или самоубийства.

Цикл, написанный кровью сердца, будоражит кровь и бередит сердца. Тонкая нить, сотканная художником, соединила незримой, но нерасторжимой связью душу одного человека с душой миллионов людей. Раскрыла их сердца потоку чувств, устремившихся из его сердца. Считают, что именно находясь в таком унылом настроении, он написал два отделения своей изумительной Восьмой или "Неоконченной" симфонии (Шуберт отложил ее партитуру в сторону и написал "Фантазии бродяги" для фортепьяно), изданной лишь через 40 лет. Оставшиеся композитору годы были тяжелыми. Он так и не добился сколько-нибудь значительного гарантированного дохода от издателей или прибыльной музыкальной должности. Когда он чувствовал себя хорошо, то писал так же быстро, как и раньше, сочинив некоторые из своих самых удачных произведений. Например, в 1823 г. он вышел из госпиталя и написал музыку к Розамунде, Fierabras и первый из своих песенных циклов, Die schoene Muellerin ("Прекрасная мельничиха"). Его письма этого времени пронизаны отчаянием, хотя в его последние годы увидели свет некоторые экстраординарные работы, среди которых Большая До-мажорная симфония 1825-26 гг., которая считалась неиграбельной, пока Мендельсон не нашел партитуру и не представил ее в 1839 г. в Лейпциге. В 1827 г. появились два Фортепьянных трио. Это произведение рассказывает историю в 24 немецких песнях о мужчине, которого бросила любимая, находящегося на грани сумасшествия или самоубийства. Через год появились три поздних фортепьянных сонаты и часто исполняемый Струнный квартет C. Другие 14 песен позже были собраны вместе в цикл, озаглавленный Schwanengesang ("Лебединая песнь").

В 1828 году стараниями друзей был организован единственный при жизни Шуберта концерт из его произведений. Концерт имел огромный успех и принес композитору большую радость. Его планы на будущее стали более радужными.

Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он продолжает сочинять. Конец наступил неожиданно. Шуберт заболел тифом. Ослабевший организм не выдержал тяжелой болезни, и 19 ноября 1828 года Шуберт скончался. Оставшееся имущество было оценено за гроши. Многие сочинения пропали.

Шуберт жил в Вене в одно время с великим Бетховеном, преклонялся перед силой его таланта, наблюдал за ним издалека, но так и не рискнул познакомиться. Лишь незадолго до смерти секретарь Бетховена показал ему несколько шубертовских пьес и поинтересовался мнением композитора. «Поистине в этом Шуберте живет искра Божия », - был ответ.

Шуберт был похоронен на кладбище Веринг, рядом с Бетховеном, на похоронах которого в минувшем году он нес факел.

Известный поэт того времени Грильпарцер, сочинивший годом раньше надгробное слово Бетховену, написал на скромном памятнике Шуберту:

Смерть похоронила здесь богатое сокровище,

Но еще более прекрасные надежды.

Эти справедливые слова выразили всю горечь безвременной утраты.

Шуберт прожил только тридцать один год. Он умер истощенный физически и душевно, измученный неудачами в жизни. Ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни. Из шестисот песен было напечатано около двухсот, а из двух десятков фортепианных сонат - только три.

В своей неудовлетворенности окружающей жизнью Шуберт был не одинок. Эти неудовлетворенность и протест лучших людей общества нашли отражение в искусстве, где в те годы возникает целое направление - романтизм. Шуберт был одним из первых композиторов-романтиков.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно: