Растущая популярность Шуберта

Статьи » Франц Шуберт » Растущая популярность Шуберта

Страница 1

К 1817 г. среди многих его песен появились Die Forelleе ("Форель") и An Die Musik ("К музыке"), вместе с Четвертой симфонией, наследующей Бетховена, более гайдновской Пятой симфонией и струнным квартетом "Дева и смерть". Музыка Шуберта начала привлекать внимание светского общества.

Неустроенность быта, веселые развлечения не могли отвлечь Шуберта от творчества, бурного, непрерывного, вдохновенного. Он работал систематически, изо дня в день. "Я сочиняю каждое утро, когда я кончаю одну пьесу, я начинаю другую", - признавался композитор. Шуберт сочинял музыку необычайно быстро. В отдельные дни он создавал до десятка песен! Музыкальные мысли рождались непрерывно, композитор едва успевал заносить их на бумагу. А если ее не было под рукой, писал на оборотной стороне меню, на обрывках и клочках. Нуждаясь в деньгах, он особенно страдал от недостатка нотной бумаги. Заботливые друзья снабжали ею композитора. Музыка посещала его и во сне. Пробуждаясь, он стремился скорее записать ее, поэтому не расставался с очками даже ночью. А если произведение не выливалось сразу в совершенную и законченную форму, композитор продолжал работать над ним, пока не был полностью удовлетворен. Так, на некоторые стихотворные тексты Шуберт написал до семи вариантов песен! В этот период Шуберт пишет два своих замечательных, произведения - "Неоконченную симфонию" и цикл песен "Прекрасная мельничиха".

"Неоконченная симфония" состоит не из четырех частей, как принято, а из двух. И дело совсем не в том, что Шуберт не успел дописать остальные две части. Он принялся было за третью - менуэт, как требовала того классическая симфония, но оставил свою затею. Симфония так, как она прозвучала, была полностью завершена. Все прочее оказалось бы лишним, ненужным. А если классическая форма требует еще двух частей, надо поступиться формой. Что он и сделал.

Стихией Шуберта была песня. В ней он достиг небывалых высот. Они занимают в творчестве Шуберта главное место. И не только по количеству. Именно песни наиболее ярко отразили все то новое, что внес композитор в музыку. Жанр, ранее считавшийся незначительным, он возвел в степень художественного совершенства. А, сделав это, пошел дальше - насытил песенностью камерную музыку - квартеты, квинтеты, - а затем и симфоническую. Соединение того, что казалось несоединимым, - миниатюрного с масштабным, малого с крупным, песенного с симфоническим - дало новое, качественно отличное от всего, что было раньше, - лирико-романтическую симфонию.

Ее мир - это мир простых и интимных человеческих чувств, тончайших и глубоких психологических переживаний. Это исповедь души, выраженная не пером и не словом, а звуком.

Все новое в песнях было порождено изменившимися условиями жизни общества того времени. На смену герою произведений Бетховена – борцу за справедливость и независимость народов – приходит скромный и незаметный герой Шуберта. Он вынужден ограничиться интересами лишь своей личной жизни, в которой стремиться найти и счастье и радость. Герой Шуберта простой человек. Он глубоко несчастен. Все его мечты и надежды неосуществимы. Единственным, верным и неизменимым его другом, которому он поверяет все свои мысли, является природа. Поэтому образы ручейка, леса, цветов, птиц неизменно присутствуют в песнях Шуберта. Они окружают героя песен, сопутствуют ему в его странствиях, делят с ним радости и печали.

Песни Шуберта были необычны и по характеру мелодии, нередко напряженной, динамичной. Критики отмечали, что композитор «слишком часто жертвует красивой кантиленой ради правды выражения».

Песенный цикл "Прекрасная мельничиха" яркое тому подтверждение. Шуберт написал его на стихи немецкого поэта Вильгельма Мюллера. "Прекрасная мельничиха" - вдохновенное творение, озаренное нежной поэтичностью, радостью, романтикой чистых и высоких чувств.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно: