Этикетная формула
Этикетная формула часто представляет собой фразеологизированные предложения, являющиеся готовыми языковыми средствами. Многие из них включают уже ушедшие, самостоятельно не употребляющиеся слова. Представляя кого-нибудь при знакомстве, говорят: Прошу любить и жаловать! Уезжающий говорит: Счастливо оставаться! Не поминайте лихом! Слова "лихо" и "жаловать" в современном русском языке уже не употребляются.
С помощью словесных формул мы выражаем отношение при встрече и расставании, когда кого-либо благодарим или приносим свои извинения, в ситуации знакомства и во многих других случаях. Арсенал их достаточно обширен и сегодня, а когда-то Россия располагала один из самых богатых, детально разработанных национальных этикетов.
В деловом взаимодействии все речевое поведение ориентировано на определенную реакцию партнера. Для того чтобы реакция оказалась адекватной намерениям каждой из сторон, необходимо:
овладеть личностными качествами делового человека - быть уверенным в себе, иметь личные цели и ценности, владеть предметом коммуникации, быть информированным и компетентным; демонстрировать объективность в оценке информации и в способах ее сообщения, проявлять искренний интерес к предмету речи и к партнеру;
в партнере по деловому общению уважать личность, стремиться увидеть проблему глазами партнера, уважительно относиться к его суждениям и контр-аргументам;
соблюдать постулат релевантности (от англ. relevant - уместный, относящийся к делу) - говорить по существу обсуждаемого вопроса, соотносить информацию с ожиданиями партнера по деловой коммуникации;
корректно относится к количеству и качеству информации, ее достоверности, быть последовательным и аргументированным;
соблюдать языковую нормативность деловой речи - четко формулировать мысль, использовать принятые в деловом общении клише, избегать неконгруэнтности (несовпадения слов и невербальных сигналов, ведущих к недопониманию);
подчиняться установленным правилам и ограничениям (протоколу, деловому этикету, культуре общения, позволяющим формировать у собеседника приятный имидж), поскольку деловой коммуникации свойственна регламентированность.
Это интересно:
Российское самодержавие в XVII веке
Самодержавие, политическая организация общества в результате смуты в начале XVII века были изрядно разрушены. Восстановление шло не просто. В первой половине и даже в середине XVII века власть царя далеко не всегда являлась неограниченной ...
Духовная культура европейских стран
Религия. В целом духовная жизнь европейских народов основана на научном мировоззрении. Религии не оказывают более господствующего влияния на умственное, нравственное и др. развитие. Власти используют религию как инструмент официально-нрав ...
Увеселительные сады и вокзалы в России до середины XIX века
С конца XVIII - начала XIX века в культурной жизни столиц, наряду с театральными предприятиями, развивается новый тип увеселительных заведений - вокзалы. “Вокзалами” назывались загородные сады с клубно-концертными помещениями, в которых п ...
