Журналы Сумарокова середины XVIII века
В 1759 году в Петербурге появились два частных журнала: "Трудолюбивая пчела" и "Праздное время, в пользу употребленное". "Трудолюбивая пчела" под руководством Александра Петровича Сумарокова был сразу заявлен как оппозиционный. Он был посвящен опальной Екатерине Второй, и постоянно критиковал правительство.
Несмотря на то что в «Трудолюбивой пчеле» печатался ряд современных авторов, журнал все же оставался изданием одного лица – именно Сумарокова и хранит ясный след его сильной и незаурядной личности. Не ставя перед собой далеко идущих художественных задач, как он делал это в поэзии и драматургии, Сумароков развивает жанр сатирического очерка и фельетона, обнаруживая оригинальность мысли и тонкую наблюдательность. Заметки его – отрывки горячего монолога писателя, озабоченного судьбами русской литературы, театра, России в целом.
Сумароков был убежденным монархистом, осуждал только злоупотребления властью, считал крепостное право явлением естественным и необходимым. Однако он яростно протестовал против рабства крестьян, отданных в бесконтрольное владение неразумным и злым помещикам. Журнал "Трудолюбивая пчела" просуществовал меньше года, и в конце 1759 года был закрыт.
В том же 1759 г., с января, стал выходить еженедельный журнал «Праздное время, в пользу употребленное». Его издателями была группа преподавателей и выпускников Сухопутного шляхетного (т.е. дворянского) кадетского корпуса в Петербурге, тираж составлял 600 экземпляров. Журнал выходил два года. Первый год в нем писали про любовь, бессмысленность земной жизни и т.п. В 1760 году туда пришел Сумароков, и сразу появились эпиграммы на взяточников-чиновников и несправедливое правительство. Но этот журнал не просуществовал и года.
Критические и сатирические статьи Сумарокова выводили власти из себя. К тому же Александр Петрович со свойственной ему желчной иронией морально уничтожал литераторов-соперников, таким образом догоняя двух зайцев - власть и соперников. Последний номер журнала «Праздное время, в пользу употребленное» вышел в конце декабря 1760 г. Редакция не объяснила причины прекращения журнала, но, очевидно, сумароковская сатира, придавшая ему критическую окраску, могла ухудшить отношение придворных кругов к кадетскому журналу и способствовать его окончанию.
Это интересно:
Элий Аристид
Элий Аристид(ок. 117—189 гг.) тоже был родом из Малой Азии и тоже странствовал, бывал в Египте, выступал с речами на Истмийских играх и в самом Риме. Из его литературного наследия сохранилось 55 речей. Некоторые приближаются по типу к пос ...
Диалектическая и формальная логика
Рассматривая вопрос о значении логики для развития культуры мышления, необходимо отметить, что современная логика представляет собой две взаимосвязанные и вместе с тем относительно самостоятельные науки - диалектическую логику и формальну ...
Духовная культура европейских стран
Религия. В целом духовная жизнь европейских народов основана на научном мировоззрении. Религии не оказывают более господствующего влияния на умственное, нравственное и др. развитие. Власти используют религию как инструмент официально-нрав ...
