Стратегии коммуникативного взаимодействия
В современной науке есть несколько различных подходов к определению понятия речевой стратегии, которые опираются на теоретическую базу различных наук, изучающих общение: психологии, логики, этики, теории информации, лингвистической прагматики.
В учебнике О.Я.Гойхмана и Т.М.Надеиной "Речевая коммуникация" под речевой стратегией понимается "осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели общения" .
В учебном пособии Е.В.Клюева "Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия" под коммуникативной стратегией понимается "совокупность запланированных говорящим заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели" .
Коммуникативная цель - это стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт, заключается эта цель в том, чтобы адресат понял смысл сообщения и цели говорящего.
Е.В.Клюев предлагает также понятие коммуникативной перспективы, которую он рассматривает как "возможность вызвать желаемые последствия в реальности" .
По Е.В.Клюеву, "рабочий набор коммуникативных стратегий, присущих индивиду или группе индивидов" составляет коммуникативную компетенцию.
Коммуникативная тактика рассматривается Е.В.Клюевым "в качестве совокупности практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия" и соотносится с набором коммуникативных намерений.
Коммуникативное намерение трактуется "в качестве тактического хода, являющегося практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели".
Коммуникативный опыт в пособии Е.В.Клюева понимается как "совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих или неведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий".
Голландский ученый Т.А. ван Дейк, один из основателей лингвистики текста, рассматривая стратегии общения, выделяет следующие ходы:
ход "обобщение" используется для того, чтобы показать, что неблагоприятная информация не является случайной (типовые выражения этого хода: "И так всегда", "С этим сталкиваешься на каждом шагу", "Это без конца повторяется");
"приведение примера" - ход, показывающий, что общее мнение основано на конкретных фактах (типовые выражения: "Вот пример", "Например, на прошлой неделе");
"усиление" направлено на лучший и более эффективный контроль за вниманием слушающего, на улучшение структурной организации неблагоприятной информации, на подчёркивание субъективной макроинформации (типовые выражения: "Это ужасно, что…", "Это позор, что…");
"уступка" даёт возможность для условного обобщения даже в случае привлечения противоречивых примеров либо позволяет продемонстрировать реальную или воображаемую терпимость и сочувствие ("Среди них попадаются и хорошие люди", "Не стоит обобщать, но…");
"сдвиг" - ход стратегии положительной самопрезентации ("Мне-то, в общем, всё равно, но другие соседи с нашей улицы возмущаются");
"контраст" - ход, привлекающий внимание к логической или качественной противоположности ("Нам приходилось долгие годы трудиться, а они получают пособие и ничего не делают").
И.Н.Кузнецов выделяет следующие типы стратегий общения:
открытое - закрытое общение;
монологическое - диалогическое;
ролевое (исходя из социальной роли) - личностное.
Открытое общение - желание и умение выразить полностью свою точку зрения и готовность учесть позиции других.
Закрытое общение - нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, своё отношение, имеющуюся информацию
Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:
если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие время и силы на поднятие компетентности "низкой стороны";
в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами)".
Это интересно:
Философия. Образование
Философская мысль Византии формировалась в период, когда в Восточной Римской империи была создана религиозно-философская доктрина, объединяющая учение Платона и понятие о Логосе как об одной из ипостасей Троицы и о Христе-богочеловеке, пр ...
Поэтика экспозиций в литературных памятниках Руси XII века
Литературная традиция Руси XII века включает целый ряд произведений, где основному тексту предшествует вступление или экспозиция. Наиболее известный, но, конечно, далеко не единственный пример подобного вступления дает «Слово о полку Игор ...
Николай Михайлович Карамзин: журналы и альманахи
Крупный издатель XVIII века - Николай Михайлович Карамзин, дворянин с блестящим образованием, писатель, историк, журналист.
Он работал главным редактором в детском журнале "Детское чтение для сердца и разума", но с приходом Кар ...