Деловая культура как культура новой социальной общности

Статьи » Категория "культура" в социологии » Деловая культура как культура новой социальной общности

Деловая культура главным образом связана с формированием новой социальной общности предпринимателей, хотя о деловой культуре можно говорить и в более мирном социальном контексте. Под деловой культурой мы понимаем культуру предпринимателей и руководителей, имея в виду при этом ценности и нормы, регулирующие поведение и деятельность в процессе деловой активности при переговорах и заключении сделок, выполнении договорных обязательств, при организации деятельности людей, в деловом общении, в отношении к работнику и потребителю.

В деловой культуре можно выделить два слоя: ценностный и ментальный.

Ценностный слой предстает как культурный феномен, который может передаваться как традиция и обусловливает этическую сторону деловых отношений, внешне проявляется как стереотип, как привычное должностное поведение, актуальные ценности и нормы практической деятельности.

Ментальный слой деловой культуры связан с ситуациями, когда привычные нормы и ценности не эффективны и люди начинают конструировать новые.

В современных условиях успешным может быть только предприниматель с высоким уровнем общей и деловой культуры. По результатам социологических исследований, наибольший приоритет в деловых отношениях респонденты отдают гуманности, надежности, высокой общей культуре, умению красиво одеваться, правильно говорить.

На какие же ценности ориентируются сегодня российские предприниматели, что определяет их деловую культуру?

По исследованиям, проведенным институтом социологии РАН, это следующие ценности:

быть независимым - 58,6%;

иметь близких по духу сотрудников - 39,7%;

заработать хорошие деньги, иметь высокий уровень жизни - 34,8%;

реализовывать свои личные качества - 34,2%;

работать с высококвалифицированными коллегами - 31,2%;

создавать себе высокую деловую репутацию - 27,6%;

реализовывать свои профессиональные качества - 25,5%;

работать над сложными, интересными проблемами и реализовывать организаторские способности - 20%;

занять престижную должность - 6,1%.

Приведенные данные показывают ориентацию российских предпринимателей в основном на западные ценности, среди которых главная - независимость.

Социологи выделяют такие особенности деловой культуры современных российских предпринимателей:

склонность к манипулированию, к завуалированию целей и сокрытию своих интересов;

решение деловых проблем на уровне межличностных отношений, заменяющих контрактные;

установка на сиюминутную выгоду;

управленческая некомпетентность, проявляющаяся в нереализуемости решений и служебном блефе;

психологические установки на давление, нажим, жесткость позиции и стремление навязать партнеру собственные условия.

В Европе деловая культура уже сформировалась и имеет устоявшиеся ценности, ориентирующие предпринимателей на созидательность, независимость и взаимополезность. На этапе формирования российской деловой культуры возникает проблема ее взаимодействия с европейской и восточной деловой культурой, проблема сохранения специфических черт собственно российской деловой культуры.

В заключение отметим, что социология культуры представляет собой важную отрасль социологического знания. Исследование культуры в социологии позволяет определить общее и специфическое в социокультурных процессах различных обществ.

Это интересно:

Репин Илья Ефимович
Исторический живописец, жанрист, портретист. Выдающийся рисовальщик. Занимался также офортом и литографией. Родился в Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца. Первоначальную художественную подготовку получил в школе топогр ...

Культура и культ в понимании христианских богословов
В результате воззрения Цицерона вызвали резкую критику со стороны его противников, в том числе идеологов раннего христианства. Что касается позиции христиан, то не только к Цицерону, но и ко всему античному наследию у них было крайне прот ...

Лингвистические и семиотические факторы
Понимание истории культуры во многом зависит от лингвистических и семиотических факторов, то есть характера языка и состояния знаковых систем, которые имели преобладающее значение в ту или иную эпоху. Например, недооценка в советское врем ...