Деловая культура как культура новой социальной общности

Статьи » Категория "культура" в социологии » Деловая культура как культура новой социальной общности

Деловая культура главным образом связана с формированием новой социальной общности предпринимателей, хотя о деловой культуре можно говорить и в более мирном социальном контексте. Под деловой культурой мы понимаем культуру предпринимателей и руководителей, имея в виду при этом ценности и нормы, регулирующие поведение и деятельность в процессе деловой активности при переговорах и заключении сделок, выполнении договорных обязательств, при организации деятельности людей, в деловом общении, в отношении к работнику и потребителю.

В деловой культуре можно выделить два слоя: ценностный и ментальный.

Ценностный слой предстает как культурный феномен, который может передаваться как традиция и обусловливает этическую сторону деловых отношений, внешне проявляется как стереотип, как привычное должностное поведение, актуальные ценности и нормы практической деятельности.

Ментальный слой деловой культуры связан с ситуациями, когда привычные нормы и ценности не эффективны и люди начинают конструировать новые.

В современных условиях успешным может быть только предприниматель с высоким уровнем общей и деловой культуры. По результатам социологических исследований, наибольший приоритет в деловых отношениях респонденты отдают гуманности, надежности, высокой общей культуре, умению красиво одеваться, правильно говорить.

На какие же ценности ориентируются сегодня российские предприниматели, что определяет их деловую культуру?

По исследованиям, проведенным институтом социологии РАН, это следующие ценности:

быть независимым - 58,6%;

иметь близких по духу сотрудников - 39,7%;

заработать хорошие деньги, иметь высокий уровень жизни - 34,8%;

реализовывать свои личные качества - 34,2%;

работать с высококвалифицированными коллегами - 31,2%;

создавать себе высокую деловую репутацию - 27,6%;

реализовывать свои профессиональные качества - 25,5%;

работать над сложными, интересными проблемами и реализовывать организаторские способности - 20%;

занять престижную должность - 6,1%.

Приведенные данные показывают ориентацию российских предпринимателей в основном на западные ценности, среди которых главная - независимость.

Социологи выделяют такие особенности деловой культуры современных российских предпринимателей:

склонность к манипулированию, к завуалированию целей и сокрытию своих интересов;

решение деловых проблем на уровне межличностных отношений, заменяющих контрактные;

установка на сиюминутную выгоду;

управленческая некомпетентность, проявляющаяся в нереализуемости решений и служебном блефе;

психологические установки на давление, нажим, жесткость позиции и стремление навязать партнеру собственные условия.

В Европе деловая культура уже сформировалась и имеет устоявшиеся ценности, ориентирующие предпринимателей на созидательность, независимость и взаимополезность. На этапе формирования российской деловой культуры возникает проблема ее взаимодействия с европейской и восточной деловой культурой, проблема сохранения специфических черт собственно российской деловой культуры.

В заключение отметим, что социология культуры представляет собой важную отрасль социологического знания. Исследование культуры в социологии позволяет определить общее и специфическое в социокультурных процессах различных обществ.

Это интересно:

Архитектура
Архаическая эпоха—время становления греческой архитектуры. Бесспорен примат общественной, в первую очередь сакральной, архитектуры. Жилища того времени просты и примитивны, все силы общества обращены на монументальные сооружения, прежде в ...

Работы 1530-40-х гг
В картинах 1530-х гг. на религиозные и мифологические темы Тициан органически соединяет легенды и реалии современной жизни в духе традиций венецианского раннего Возрождения. В одном из шедевров этих лет — «Венере Урбинской» (ок. 1538, Уфф ...

Александрийский маяк
Только одно из Семи Чудес Древнего мира несло в себе не только архитектурную элегантность, но и практическую функцию: Александрийский (Фаросский) Маяк. Он гарантировал для моряков безопасный возврат в Большую Гавань. Кроме того, он был са ...