Послевоенная культура России

Статьи » Советская культура и современная Россия » Послевоенная культура России

Страница 2

Типичным явлением конца 40-х годов стали проработочные кампании в научных, вузовских и творческих коллективах, создававшие нервозную обстановку, широкие масштабы приняла кампания по борьбе с формализмом и космополитизмом.

В 1948 году состоялся первый Всесоюзный съезд советских композиторов и трехдневное совещание деятелей советской музыки в ЦК партии. На них проявилось стремление искусственно разделить композиторов на реалистов и формалистов. Причем в формализме в очередной раз были обвинены Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, Н.Я. Мясковский, В.Я. Шебалин, А.И. Хачатурян. События 1948 г. негативно сказались и на развитии профессиональной эстрады -оркестры (джазы) Л. Утесова и Э. Рознера вынуждены были поменять свою ориентацию.

В 1946-1948 годах в ряде постановлений ЦК ВКП (б) ("О журналах "Звезда" и "Ленинград", "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", "О кинофильме "Большая жизнь", "Об опере "Великая дружба" В. Мурадели") деятели культуры обвинялись в аполитичности, безыдейности, пропаганде буржуазной идеологии. Эти документы содержали оскорбительные оценки творчества и личности А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко, Д.Д. Шостаковича, В.И. Мурадели.

В 1946 году за несоответствие общим стандартам были подвергнуты критике и гонениям такие известные деятели культуры, как режиссеры С.М.Эйзенштейн, В.И.Пудовкин, Г.М.Козинцев, композиторы С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.И.Хачатурян, Н.Я. Мясковский.

В борьбу с "формализмом" активно включилась созданная в 1948 году Академия художеств СССР во главе с А. М. Герасимовым. Наступление на формализм выключило из художественной жизни талантливых мастеров А.Осьмеркина, Р.Фалька, оставило тяжелые следы в творческой судьбе С.Герасимова, П.Корина, М.Сарьяна.

О положении в литературе на Втором Всесоюзном съезде советских писателей в 1954 году М. Шолохов говорил, что бедствием остается серый поток бесцветных произведений, который наводняет последние годы книжный рынок. Расхожими были сюжеты о конфликте новатора с консерватором, о превращении отсталого колхоза в передовой. Образ зазнавшегося директора, которого перевоспитывает новый передовой руководитель, выводящий коллектив из трудностей, - таков набор типажей и уровень понимания общественных проблем.

Идеологическая пропаганда принимала все более шовинистический и антисемитский характер. В январе 1949 года началась кампания против "безродных космополитов", которая повлекла за собой разрушительное вмешательство в судьбы ряда ученых, преподавателей, работников литературы и искусства. Большинство обвиненных в космополитизме оказались евреями. Борьба с космополитизмом приобретала особенно зловещий смысл на фоне других событий того времени: в декабре 1948 г. был распущен Еврейский антифашистский комитет, а его активные деятели арестованы, в 1949 году убит С.Михоэлс, народный артист СССР, художественный руководитель Московского государственного еврейского театра. Закрывались еврейские культурные учреждения - театры, школы, газеты. Апогея эта кампания достигла в последние месяцы жизни Сталина, когда была арестована группа видных врачей-евреев, работавших в Кремлевской больнице и обвиненных в преднамеренном убийстве высокопоставленных пациентов.

Идеологические кампании, постоянный поиск врагов и их разоблачения поддерживали в обществе атмосферу страха.

После смерти Сталина черты тоталитаризма долгое время продолжали существовать в культурной политике. Это не означает, что формирование и упрочение культа личности связаны с отсутствием в художественной культуре советского периода инакомыслия.

В последнее время читающей публике стали широко известны "Несвоевременные мысли" М.Горького, "Окаянные дни" И.Бунина, дневники М.Пришвина и И.Павлова. Протест против духовного гнета звучит в произведениях Е.Замятина, А.Платонова, М. Булгакова, поэтов Н.Клюева, С.Клычкова, О.Мандельштама.

Время произвело свой отбор. О многих произведениях, отмеченных в те годы Сталинской премией, ныне не вспоминают. Зато остались в советской литературе "Золотая карета" Л.М. Леонова, "Далекие годы" К. Г. Паустовского, "Первые радости" и "Необыкновенное лето" К.А. Федина, "Звезда" Э.Г. Казакевича. В классику советского киноискусства вошли "Молодая гвардия" С.А. Герасимова и "Подвиг разведчика" Б. В. Барнета.

Страницы: 1 2 

Это интересно: