Советская культура в первое послеоктябрьское десятилетие
В 1919 году принимается декрет, подписанный Лениным, "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". В нем записано, что "все население в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте; уклоняющиеся привлекаются к уголовной ответственности". Следует отметить, что для обучения широко использовались самые передовые для того времени педагогические теории (Дж.Дьюи, И.Павлова). Однако овладение знаниями всегда рассматривалось как обучение грамоте коммунизма.
Радикально изменился и характер приема в высшую школу: преимущество получали, в первую очередь, выходцы из среды пролетариата (без диплома, сдачи экзаменов, без платы за обучение
С целью увеличения пролетарской прослойки среди студентов с 1919 года образуются "рабфаки":
усиление влияния идеологии на искусство, художественное творчество. На VIII съезде партии было четко сказано, что нет таких форм искусства, которые не связаны с идеями коммунизма. В 1918 году состоялась 1 Всероссийская конференция организаций Пролеткульта, где были выработаны методы и пути создания советской культуры. Основные принципы программы: художник независим от партии и государства, новую культуру можно создать лишь через разрушение старого ("сжечь Рафаэля, разрушить музеи"). Однако с конца 1920 года Пролеткульт и другие учреждения культуры (библиотеки, синематограф, театры и др.) национализируются и подчиняются Наркомпросу.
Относительную самостоятельность сохраняют лишь представители ЛЕФа (Левый фронт искусства) (см. Терминологический словарь) - литературно-художественного объединения, теоретическими установками которого являлись: создание "действительно революционного искусства", примат "литературы факта" над вымыслом, поиски новых форм художественной выразительности
нарастание активной пропаганды новых социокультурных ценностей (агитпоезда Троцкого; массовые театрализованные представления - "Мистерии освобожденного труда", где участвовало 2 тысячи актеров и 35 тысяч зрителей; монументальное строительство - было открыто более 40 памятников).
Ряд художников (К.Юон, М.Греков, И.Грабарь) уже в 1919 году создали картины, посвященные Красной Армии. Представители творческой интеллигенции, перешедшие на сторону Советской власти, получали повышенный паек и социальные льготы, что было немаловажно в условиях гражданской войны, когда право на паек имели только представители пролетариата. С 1920 года вводится звание "Народный артист республики".
Одними из первых его получили М.Н.Ермолова, К.С.Станиславский, Л.В.Собинов.
Революция, поставившая перед собой задачу построения нового общества и "переделку" человека, не могла не затронуть семью как хранительницу традиционных культурных ценностей. Церковный брак был отменен, его место занял гражданский - с упрощенной системой развода. Большой популярностью пользуются призывы "свободной любви". Главное в этих взглядах - освобождение женщины и мужчины от буржуазной семьи и классовый выбор в области половых отношений. Разрушение семьи и быта, которые символизировали старый, прежний мир с его буржуазно-религиозной моралью, шло под знаком утверждения новой нравственности: нравственно все то, что служит мировой революции, а безнравственно то, что дезорганизует пролетариат. Религиозная обрядность начинает активно вытесняться коммунистической: "красные" свадьбы, крестины (в ЗАГСах вывешиваются списки новых имен для новорожденных - Революция, Нинель, Энергия и т.д.).
Отечественная культура в первое послеоктябрьское десятилетие. Как в политико-экономическом, так и в социокультурном отношении советская власть уже после победы в гражданской войне в полной мере столкнулась с жестким выбором: либо допустить в той или иной степени частную собственность, хозяйственную многоукладность и капиталистическое производство, а значит, и элементы плюрализма в политической и духовной жизни, либо создать новую тотальную систему регуляции. Краткий период НЭПа был отмечен продолжающейся конфронтацией двух общественных сил и "двух культур".
В 20-е годы началось планомерное осуществление культурной политики партии, при которой любая философская или иная система идей, которая выходила за пределы марксизма в его ленинском варианте, квалифицировалась как "буржуазная", "помещичья", "клерикальная" и признавалась контрреволюционной и антисоветской, то есть опасной для самого существования нового политического строя. Идейная нетерпимость стала основой официальной политики советской власти в сфере идеологии и культуры.
В сознании основной массы населения началось утверждение узкоклассового подхода к культуре. Широко в обществе распространились классовая подозрительность к старой духовной культуре, антиинтеллигентские настроения. Постоянно распространялись лозунги о недоверии к образованности, о необходимости "бдительного" отношения к старым специалистам, которые рассматривались как антинародная сила.
Это интересно:
О субъекте культуры в массовом обществе
Уже шла речь о том, что совершенствование машинной техники невозможно без развития науки. В результате главными фигурами в культуре Нового времени становятся ученый-естествоиспытатель и инженер, способный создавать на основе новых открыти ...
Основной конфликт романтизма
Основным является конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении “Путешествие Чайльд-Гарольда”. Популярность этого произведения была так велика, что возникло ...
Колористический строй иконы
Неоднократно отмечалась уникальность цветового ряда, применявшегося псковскими мастерами.
Лазарев, называет псковский колорит «пронзительным», В. Алпатов очень точно определяет отличительные признаки псковской иконописи: «Новгородские ма ...
