Древние архитектурные памятники города Калининграда
Древние архитектурные сооружения как часть материальной культуры дают обширную информацию тем, кто неравнодушен к истории нашего необычного края. Насколько сложнее было бы понять жизненный уклад средневековых городов без осмотра узеньких улочек, выложенных брусчаткой и освещенных причудливыми фонарями, небольших рыночных площадей, высоких по тем временам домов под красной черепичной крышей. И, конечно, трудно представить историю Восточной Пруссии без орденских замков.
В той или иной степени здесь сохранились руины замков Лабиау (Полесск), Нойхаузен (Гурьевск), Рагнит (Неман), Тапиау (Гвардейск), Эйлау (Багратионовск), крепостей «Бальга» и «Инстербург».
В рыцарском государстве Восточной Пруссии все городские образования, возникшие после подавления восстания пруссов в 1283г., имели собственные защитные сооружения. Обычно – земляной вал, ров с подъемными мостами и забор из крупных бревен. В последующие годы заборы заменили стенами – каменными или кирпичными, построили наблюдательные башни и подземные переходы.
В Кенигсберге строили прочные и надежно укрепленные храмы, такие, как, например, редкие памятники архитектуры ранее германской готики13 – 14 веков – старинная Юдиттен-кирхе.
Первое упоминание о не относится к 1402 году и обнаружено в Орденской книге. Наружные стены выложены бутовым камнем, стрельчатые окна и порталлы облицованы кирпича.
В 1985 году руины кирхи были переданы в ведение Русской православной церкви. Здание отреставрировано и принадлежит теперь общине Свято - Никольского собора Смоленской и Калининградской епархии.
В Калининграде на центральном острове, образуемом двумя рукавами, Преголи, сохранились руины Кафедрального собора – памятники немецкой архитектуры 13 – 14 веков, выполненного в стиле северной готики. Дата строительства собора документально не зафиксирована. Предположительно, это 1297 – 1302 годы.
Длина здания – 88 метров, ширина – 25 метров, высота в средней части – 32 метра. Юго-западная башня до 1944 года имела высокую красивую крышу, которую увенчивал остроконечный шпиль. В 1994 году он восстановлен. Высота башни – 58 метров. Здесь же. В библиотеке канцлера Валленроде, долгие годы хранилась «Радзивилловская летопись» (древнерусский свод), которая повествует о периоде начального расселения славян, до 1206 года. В середине 18 века летопись поступила в Петербургскую Академию наук.
В период семилетней войны после победы в Гросс-Егерсдорфском сражении 25 января 1758 года в стенах собора представители кенигсбергской администрации принесли присягу на верность русской императрице Елизавете Петровне. С этого времени и по 1762 год здесь проводилась служба во славу русского воинства. В 1813 году под звуки органа еще раз славили российских солдат, освободивших Германию от наполеоновского владычества.
В 1804 году у стены Кафедрального собора в профессорском склепе был захоронен великий философ Иммануил Кант. В 1924 году здесь по проекту архитектура Ф. Ларса возведен портик с четырехгранными колоннами из розового порфира. Он сохранился и поныне, хотя вторая мировая война не пощадила древнего Кафедрального собора. Начало его разрушению положил массированный налет англо-американской авиации в ночь с 29 на 30 августа 1944 года. Сброшенные бомбы фактически уничтожили центр города. Пострадали королевский замок, кирха, музей и жилые дома. Несколько зажигательных бомб упали вблизи собора, сгорела его крыша, многие деревянные детали внутреннего убранства и церковное имущество. Еще более здание было разрушено во время штурма Кенигсберга советскими войсками 6 – 9 апреля 1945 года.
В настоящее время руины собора законсервированы, ведется основательная реставрация его стен и башен. Кафедральный собор на острове как исторический центр города становится все более притягательным для калининградцев и туристов.
Это интересно:
Кризис классической культуры и "русский культурный ренессанс"
Многообразие боровшихся на политической арене сил, особый характер русской революции оказывали влияние на культуру, творческие и идейные искания ее деятелей, открывали новые пути для социально-культурного развития. Сложность и противоречи ...
Изобразительное искусство конца 19 века
Для художественной культуры рубежа 19—20 вв. характерны, с одной стороны, не только глубокий кризис тех форм демократического реалистического искусства, которые сложились в капиталистическом обществе в течение 19 в., но и глубокий кризис ...
Иконы спасителя
Спас нерукотворный.
Как известно, первой иконой был Нерукотворный образ Спасителя, чудесно запечатленный на полотенце (убрусе), которым Господь утер Свое лицо. Сам святой убрус не сохранился до нашего времени, но иконы Нерукотворного обр ...