Мстёра
В коллекции произведений современных художественных промыслов, хранящихся в Русском музее, значительное место занимает лаковая миниатюра Мстёры.
Изготовление лакированных шкатулок с миниатюрной росписью на крышках возникло в нынешнем посёлке Мстёра Владимирской области в тридцатые годы нашего столетия. Собрание Русского музея даёт представление о пути развития и становления искусства Мстёры за почти полвека его существования. Среди экпонатов есть и такие, которые открывают нам одну из страниц предыстории промысла. Это различные бытовые предметы из дерева, расписанные темперными красками и покрытые слоем лака: круглые плоские коробочки с орнаментом, лоток с лубочной сценкой, сосуды с крышками (так называемые кубышки), одни с персонажами песен Кольцова, другие - с библейскими сюжетами. Изображение святой троицы или скачущих на лошадях волхвов, помещенные на закругленных стенках сосудов, вызывают невольное удивление. Чтобы понять, как появились на свет эти предметы из дерева, созданные в постреволюционные годы, нужно обратиться к ещё более раннему периоду истории Мстёры.
Богоявленская слобода Мстёра Возниковского уезда Владимирской губернии, начиная с XIV века была одним из многих в то время центров иконописи. К середине XVIII столетия на долю владимирского края выпала миссия продолжения иконописного дела, когда в других центрах оно шло к затуханию. Именно во Мстёре, а также в Палехе и Холуе с этого времени сосредоточилось основное производство икон, расходившихся по всей России.
В 1923 году на международной выставке Полешане представили свои шкатулки с миниатюрами. Деревянные предметы мстёрцев не выдержали конкуренции с яркими произведениями палешан. Обидным было такое поражение для мстёрцев. Решили и они использовать под миниатюру тот же материал - папье-маше.
Шкатулки, ларцы, папиросницы, из папье-маше стали прекрасной основой для миниатюрной темперной живописи, в которой мастера нашли новые возможности для развития своего искусства.
В 1931 году во Мстёре образовалась артель (Пролетарское искусство), где был создан цех в котором стали работать над созданием шкатулок многие бывшие иконописцы. Зачинателями этого искусства были Н.П. Клыков, А.Н.Брягин, А.Ф. Катягин, Е.В. Юрин, И.Н. Морозов, В.Н. Овчинников, Г.Т. Дмитриев.
С 1930-х до начала 50-х годов во Мстёре сложились и получили развитие основные особенности стиля местной лаковой миниатюры. За это время мстёрцы достигли высокого профессионального мастерства и создали немало замечательных произведений. В отличие от образов палехских художников персонажи Н.П. Клыкова - вполне реальные люди, действующие в реальной, даже конкретной обстановке. Но здесь есть необходимая в лаковой миниатюре степень условности и обобщения. Постепенно нам открываются средства её достижения. В композиции явно читаются три плана. Первый - полоса земли - как бы отодвигает действие вглубь своеобразной сцены, обрамленной декорацией, представляющей густой лес на фоне светлого неба. Большую роль играет колорит, построенный на сочетаниях открытых, чистых красок, которыми Клыков лепит фигуры персонажей, подчеркивая их объёмность не светотенью, а бликами. Пейзаж оставляет ощущение реального, благодаря голубым небесам с облаками, ветвистым деревьям и колориту, передающему атмосферу тёплого, солнечного дня.
1960-е годы ознаменовались принципиально новым этапом в искусстве Мстёры. Это время можно считать периодом поисков нового подхода к лаковой миниатюре, Что выразилось в стремлении художников расширить круг сюжетов и образов и обновить средства выразительности. Большой интерес проявился к исторической теме. В работах 60-х годов встречается и попытка осмыслить изображаемые события, и выразить своё отношение к ним.
Это интересно:
Причины и предпосылки культурного взлета в эпоху
Возрождения
В Италии уже в XIV в. возникают первые мануфактуры. Здесь раньше, чем в других странах Европы, происходило интенсивное развитие городов и городской культуры. Торговля, ростовщичество, а также эксплуатация рабочих и мелких ремесленников пр ...
Вопросы по культурологии
Охарактеризуйте основные культурно-исторические особенности эпохи Возрождения – В конце XIII – начале XIV вв. в Европе, а именно – Италии, начала формироватся раннебуржуазная культура получившая название “культура Возрождения” (Ренесанс). ...
Роль немецкой классической философии в формировании духовной культуры конца
XVIII – начала XIX веков
В конце XVII - н. XIX вв. Германия приближалась к буржуазной революции. Февральская революция предшествовала политическому перевороту. Важную роль в формировании Немецкой классической сыграли достижения естествознания и общественных наук. ...