Основные направления и школы древнерусской иконописи

Статьи » Древнерусская иконопись – шедевры северного Возрождения » Основные направления и школы древнерусской иконописи

Страница 5

Эмоциональная насыщенность образа характерна для иконы «Спас Нерукотворный» (13 век). Она усилена благодаря сочной, мажорной живописи фона – плата, выдержанной в ярко-желтых и красных тонах нескольких оттенков.

Одна из интересных икон нижегородского происхождения «Огненное восхождение Пророка Ильи с житием» (14 век). Она написана широко, свободно. Сцены жития полны движения, жесты выразительны. Богатейшее разнообразие индивидуальных характеристик персонажей. Лики написаны по темному санкирю: свободное письмо ярким белым отмечает выразительность форм лица, остроту взгляда. Художник концентрирует внимание на главном – душевном состоянии, порыве, экспрессии духа; в иконе царит напряжение, какое-то сосредоточенное состояние постижения истины и раздумья.

В этой же манере выполнена икона «Чудо Дмитрия Солунского с житием» (первая половина 16 века) – та же характерная графическая четкость силуэта и яркие насыщенные тона, что отличает нижегородские памятники 14-16 веков.

Тверская школа иконописи сложилась в 13 веке. Для икон и миниатюр тверской школы характерны суровая выразительность образов, напряженность и экспрессия цветовых отношений, подчеркнутая линейность письма. В 15 в. усилилась свойственная ей и ранее ориентация на художественные традиции стран Балканского полуострова.

Псковская школа сложилась в период феодальной раздробленности и достигла расцвета в 14—15 вв. Ей свойственны повышенная экспрессия образов, резкость световых бликов, пастозность мазка (иконы «Собор Богоматери» и «Параскева, Варвара и Ульяна» — обе 2-я половина 14 в., ГТГ). В живописи распад псковской школы начался на рубеже 15 и 16 вв.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Это интересно:

Цветочное оформление альпийской горки
Набор растений для альпийской горки может быть практически любым, разумеется, с учетом специфики этой формы цветника. Приведем лишь один вариант весеннего оформления: 1. Колокольчик карпатский. 2. Тюльпан превосходный. 3. Камнеломка. ...

Традиции и новаторство в храмовой архитектуре Реймса
В церквях Реймса, тесно связанных с французской монархией, происходило характерное слияние старого и нового. Отличный пример этого процесса - собор в Реймсе, где совершались коронации и помазания королей Франции. Здесь, как и в Сен-Дени, ...

Духи природы в литературе
"Я полагаю, приличный писатель тем и отличается от посредственного, что способен "влезть в шкуру" любого из своих персонажей вне зависимости от пола и индивидуальных достоинств. И соответственно о нем написать. А если, опис ...