Во второй половине ХIХ в. продолжает развиваться русская музыкальная школа. Традиции М.И. Глинки развивали композиторы "Могучей кучки": М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Эта группа единомышленников стала творческим коллективом, для которого было характерно единство взглядов: горячая любовь к народу, вера в его силы. По примеру М.И. Глинки композиторы использовали народную песню в симфонических и оперных произведениях. Они использовали и сюжеты русской литературы. Так, драма А.С. Пушкина "Борис Годунов" стала основой оперы М.П. Мусоргского. По мотивам "Слова о полку Игореве" А.П. Бородин написал оперу "Князь Игорь". Композиторы обращались и к историческим сюжетам. М.П. Мусоргский создал оперу "Хованщина", Н.А. Римский-Корсаков - "Псковитянку" и "Царскую невесту".

С большой симпатией и теплотой к "кучкистам" относился П.И. Чайковский. Он создал ряд опер по произведениям А.С. Пушкина ("Евгений Онегин", "Пиковая дама"), Н.В. Гоголя ("Черевички"). Его прекрасные балеты "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица" и др. до сих пор являются шедеврами балетного искусства. В 1866 г. Г.Н. Рубинштейн основал Московскую консерваторию.

В русском театре второй половине ХIХ в. большое место заняли пьесы А.Н. Островского, которые ставились на сценах театров в течение трех десятилетий. В цикле сатирических комедий ("Бешеные деньги", "На всякого мудреца довольно простоты", "Лес", "Волки и овцы") показаны типы купцов-толстосумов и новых дельцов-хапуг. Другой цикл составляют драмы и комедии о трагических судьбах одаренных и чистых людей ("Бесприданница", "Последняя жертва", "Таланты и поклонники").

Известным драматургом был А.В.Сухово-Кобылин. В его трилогии "Свадьба Кречинского", "Дело", "Смерть Тарелкина" обличается бюрократическая система.

Главными драматическими театрами были Малый в Москве и Александринский в Петербурге. Широко распространялось театральное искусство и на провинциальной сцене.

Это интересно:

Псковские иконы
Анализ иконы «Cошествие во ад» из Псковского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника направлен в первую очередь на рассмотрение художественного языка и методов работы древних мастеров Пскова для послед ...

Серов Валентин Александрович
Серов Валентин Александрович (1865-1911 гг.) - русский живописец и рисовальщик. Сын композитора А. Серова. Учился у Репина и Чистякова. Был передвижником. Произведения Серова конца 80-хгг. ("Девочка с персиками", "Девушка, ...

Иконы спасителя
Спас нерукотворный. Как известно, первой иконой был Нерукотворный образ Спасителя, чудесно запечатленный на полотенце (убрусе), которым Господь утер Свое лицо. Сам святой убрус не сохранился до нашего времени, но иконы Нерукотворного обр ...