Во второй половине ХIХ в. продолжает развиваться русская музыкальная школа. Традиции М.И. Глинки развивали композиторы "Могучей кучки": М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Эта группа единомышленников стала творческим коллективом, для которого было характерно единство взглядов: горячая любовь к народу, вера в его силы. По примеру М.И. Глинки композиторы использовали народную песню в симфонических и оперных произведениях. Они использовали и сюжеты русской литературы. Так, драма А.С. Пушкина "Борис Годунов" стала основой оперы М.П. Мусоргского. По мотивам "Слова о полку Игореве" А.П. Бородин написал оперу "Князь Игорь". Композиторы обращались и к историческим сюжетам. М.П. Мусоргский создал оперу "Хованщина", Н.А. Римский-Корсаков - "Псковитянку" и "Царскую невесту".

С большой симпатией и теплотой к "кучкистам" относился П.И. Чайковский. Он создал ряд опер по произведениям А.С. Пушкина ("Евгений Онегин", "Пиковая дама"), Н.В. Гоголя ("Черевички"). Его прекрасные балеты "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица" и др. до сих пор являются шедеврами балетного искусства. В 1866 г. Г.Н. Рубинштейн основал Московскую консерваторию.

В русском театре второй половине ХIХ в. большое место заняли пьесы А.Н. Островского, которые ставились на сценах театров в течение трех десятилетий. В цикле сатирических комедий ("Бешеные деньги", "На всякого мудреца довольно простоты", "Лес", "Волки и овцы") показаны типы купцов-толстосумов и новых дельцов-хапуг. Другой цикл составляют драмы и комедии о трагических судьбах одаренных и чистых людей ("Бесприданница", "Последняя жертва", "Таланты и поклонники").

Известным драматургом был А.В.Сухово-Кобылин. В его трилогии "Свадьба Кречинского", "Дело", "Смерть Тарелкина" обличается бюрократическая система.

Главными драматическими театрами были Малый в Москве и Александринский в Петербурге. Широко распространялось театральное искусство и на провинциальной сцене.

Это интересно:

Философские и идейные течения в эпоху возрождения
В историческом развитии Возрождения можно выделить три периода. Первый (14 в.) — период размежевания со средневековой философией и рождения гуманизма. Показательно отличие философского стиля таких мыслителей, как Фома Аквинский, Иоанн Дун ...

Искусство Древней Греции
По инициативе Фемистокла на сцене Афинского театра была поставлена трагедия Фриниха "Взятие Милета". Страшные сцены гибели прекрасного города, страдания жителей, оплакивающих своих близких, сцены насилия и порабощения потрясли з ...

Роль искусства
Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех — в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным бро ...