Ансамблевые качества Караван-сарая

Статьи » Оренбургский Караван-сарай » Ансамблевые качества Караван-сарая

Страница 1

Каждое здание караван-сарайского комплекса, взятое в отдельности,— это оригинальное архитектурное произведение, простое и удобное по планировке, выразительное по внешней архитектуре. Но Караван-сарай привлекает внимание не только архитектурным совершенством отдельных сооружений. Самое главное и наиболее ценное в нем — это соразмерности отдельных частей комплекса, стройность общего силуэта, согласованность всей композиции. Караван-сарай обладает высокими ансамблевыми качествами. По своим архитектурным формам здания комплекса резко отличаются друг от друга, но вместе с тем все они решены по единому замыслу, Между ними существует взаимная соподчиненность, в силу которой они дополняют друг друга; средства, художественной выразительности, в них также целесообразны.

Все три здания — основной корпус, мечеть и минарет — посажены в плане на одну линию, которая является главной осью комплекса. Связав таким образом все объекты, Брюллов Подчеркнул их органическую связь и каждому из них отвел особую, роль в композиции. Распластанный по горизонтали основной, корпус служит своеобразным основанием для двух других зданий, вертикально устремленных ввысь. Мечеть занимает в комплексе центральное положение, выполняя роль композиционного центра Караван-сарая, а минарет логически завершает композицию, возвышаясь как венец ансамбля.

В распределении архитектурных средств Брюлловым была соблюдена определенная закономерность; при этом он учитывав, назначение каждого объекта в ансамбле. Сила архитектуры нарастает от основного корпуса к мечети, а от нее — к минарету. От одного здания к другому архитектура становится все богаче и выразительнее, формы определеннее, детали рельефнее.

Несмотря на неодинаковую степень насыщенности архитектуры, объекты не отрываются друг от друга, а связаны между собой общностью элементов и деталей. На фасадах всех трех зданий повторены стрельчатые арки; одинаково решены контрфорсные стенки мечети и минарета; оба эти здания имеют одинаковое венчание своих верхних частей и т. п. Основной корпус с минаретом связывают сталактитовые карнизы на ризалитах, полосы фризов и линии горизонтальных членений. Кроме того, основной корпус с двумя другими связывается возвышающимися над ним островерхими башенками, благодаря чему завершено художественное единство сооружения.

Достоинства каждого объекта в отдельности полнее раскрываются при рассмотрении с точки зрения его архитектурной значимости в составе композиции. Так, ясное и лаконичное решение фасадов мечети средствами повторения вытянутых стрельчатых арок, сообщающих зданию приподнятость, и применение подчеркнутых горизонтальных членений в решении дворовых фасадов; основного корпуса находят свое оправдание в их значении. Мечеть выполняет в композиции ведущую роль, а основной корпус — подчиненную: дворовые фасады его, огибая мечеть со всех сторон, создают ей спокойное обрамление. При приближении к минарету — венцу ансамбля — внешние фасады основного корпуса решены активнее, чем на остальном протяжении, а их ризалиты с башнями создают переход к уходящей ввысь вертикали минарета

Очень эффектно идет развитие композиции в высоту. С низких, горизонтально протяженных стен хозяйственных пристроек взгляд переходит к стенам основного здания, к угловым башенкам над крышей, следует выше к куполу мечети, затем поднимается к минарету, его конусному завершению, шпилю и, наконец, уходит в необъятный простор неба.

Парк. Караван-сарай со всех сторон был окружен прекрасным парком, площадь которого превышала 5 га. Создание парка было задумано одновременно с проектированием и строительством зданий и осуществлялось в начале 50-х годов прошлого столетия.

Устройство значительного по территории парка в степи потребовало от башкирского населения огромных усилий. Весь посадочный материал для парка был взят из лесов Стерлитамакского уезда и других мест Башкортостана. Многолетние деревья в громадных кадках доставлялись в Оренбург за сто и более километров.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Поздние работы
Работая после 1514 при дворе императора Максимилиана I, Дюрер был загружен официальными заказами, самым трудоемким из которых было создание колоссальной, отпечатанной на 192 досках раскрашенной литографии «Арка Максимилиана I» (в работе н ...

Славянофильство: идеи и люди
Славянофильство - это первая попытка русской мысли сформулировать, что такое русский человек. Славянофилы - это представители одного из направлений русской общественной и философской мысли 40 -- 50-х годов XIX в. Основной идеей их выступл ...

Существительные, обозначающие материальное количество в sae и хопи
Имеются два вида существительных, обозначающих материальные предметы: существительные, обозначающие отдельные предметы, и существительные, обозначающие вещества: water, milk, wood, granite, sand, flour, meat (вода, молоко, дерево, гранит, ...