Былины
Это русские народные песенные сказания. Издавна любили на Руси в долгие зимние вечера или в непогоду собираться вместе. Плели сети, чинили рыболовные снасти, мастерили разную домашнюю утварь, а сказитель нараспев сказывал:
Вы послушайте-тка, люди добрые,
Да былину мою, правду-истину!
Первые былины сложились еще в Киевской Руси. В древности их пели по всей стране. Дольше всего, почти до наших дней, былины сказывались на Севере — в деревнях и селах по побережью Белого моря, по берегам северных рек и озер, там, где
Мхи да болота в Поморской стороне,
Щелья-каменья в Северной стороне,
Превысокие леса все дремучие.
Особенно много былин сложил народ про богатырей, защищавших Русь. Первый среди них — крестьянский сын Илья Муромец, заступник вдов, сирот, бедных людей. Этот русский богатырь воплотил в себе лучшие качества человека: смелость, честность, верность, беззаветную любовь к Родине. Былины рассказывают о могучей силе Ильи Муромца, о борьбе этого замечательного богатыря с Соловьем-Разбойником, с захватчиком Идолищем Поганым, о победе над Калином-царем, о ссоре с князем Владимиром. Рядом с Ильей Муромцем на заставе богатырской стоят справедливый и умный Добрыня Никитич, дерзкий, насмешливый Алеша Попович, что «не силой силен, а напуском смел». Когда же «богатырей во граде не случится», а к Киеву подступает несметная вражья сила, на врага встает двенадцатилетний Михайлушко Данилович, «богатырь с громким голосом да ребяческим». Герои былин во много раз сильнее обычного человека. Даже конь богатырский скачет «выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». Былинному пахарю Микуле Селяниновичу «под силу вся тяга земная». Он управляется с громадной сохой, которую «не сдвинуть тридцати молодцам без единого». В образе пахаря Микулы Селяниновича, наделенного чудесной богатырской силой, выведен трудовой русский народ. У могучих богатырей страшные противники: Идолище Поганое, Соловей-Разбойник, Тугарин Змеевич. В их облике народ показывал врагов земли Русской. Но богатыри всегда сильнее их.
С чудесными героями мы встречаемся и в былинах, красочно описывающих уклад старины. Вот гусельщик Садко, севши на «синь-горюч камень», так стал «на гусельках наигрывати», что и морской царь не утерпел — пустился в пляс. В былинах отразилась борьба русского народа с завоевателями и вера его в свою богатырскую силу.
Это интересно:
Проблемы источниковедческой критики данных жаргонной лексикографии
Задачи источниковедческой критики и задачи историко-этимологического анализа новых лексических данных находятся в отношениях тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Если историко-этимологический анализ представляется необходимым для того, ...
Каналы энергии
Гете устами Фауста утверждал, что лишь "в деянии начало бытия".Так и культура свое повседневное бытие обеспечивает только затратой определенной энергии. Ее ручейки кажутся бесчисленными: тяжелый труд земледельцев и горняков, суе ...
Границы мира культуры и соотношение культуры и натуры
Итак, в окружающем нас мире есть множество предметов, которые безусловно принадлежат культуре. Именно о них шла речь до сих пор. Это книги и произведения искусства, здания и технические устройства. Но сложнее с растениями и животными, кот ...
