Из истории дома

Дорогим для всех памятником является сохранившийся дом-музей Л. Н. Толстого. Как при первом, так и при многократном посещении Ясной Поляны дом Толстого со всей обстановкой производит глубокое впечатления своей простотой и значимостью.

Многие предметы, находящийся в этом доме, упомянуты в художественных произведениях гениального русского писателя.

После возвращения в 1856 году из Петербурга в Ясную Поляну Л. Н. Толстой поселился в одном из двух флигелей (северо-восточном), построенных в первой части XIX века дедом Толстого Н. С. Волконским. Внешне этот флигель имел такую же архитектуру, как сохранившийся без всякий изменений другой флигель, ныне Литературный музей. Большого яснополянского дома, в котором родился и провел детские годы Толстой, уже не было, так как он был продан в 1854 году.

По мере увеличения семьи Толстого в разное время к флигелю были сделаны пристройки. Первая деревня неоштукатуренная пристройка с правой стороны флигеля, выходящая в парк «Клины», была сделана в 1866 году. «Для пристройки, - пишет С. А. Толстая, - привезли упраздненный кабак», просто избу, прибавили ее и выстроили к саду две комнаты, из которых служила одна тогда Льву Николаевичу рабочим кабинетом. Зимой 1870 года С. А. Толстая просила мужа сделать еще пристройку к дому. В конце 1871 года с левой стороны флигеля была выстроена под наблюдением самого Толстого и тульского архитектора Гурьева фундаментальная кирпичная пристройка. В верхнем этаже ее были устроены большой зал с шестью окнами, по три на обе стороны, а в нижнем – передняя, нижний кабинет, или нижняя библиотека.

Известная по многим фотографиям крытая большая терраса с противоположной, юго-западной стороны построена в 1892 году. В летние месяцы вся жизнь семьи Толстых переносилась сюда. Здесь обедали, пили чай, здесь бывало много разных посетителей, приезжавших к Толстому, в том числе В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. И. Мечникова, В. В. Стасов, И. Е. Репин и другие.

Еще при жизни Толстого терраса была обвита густо разросшимися диким виноградом, и, по воспоминаниям современников Л. Н. Толстого, в этой зеленой стене приходилось проделывать как бы три окна для света.

Дом снаружи оштукатурен и окрашен белой краской. Полы во всем доме из не крашеных сосновых досок, за исключением зала (паркет). Крыша железная, окрашенная зеленой краской.

Так постепенно создавался яснополянский дом, именовавшийся в семье Толстых «большим домом». В нем Толстой прожил около пятидесяти лет своей сложной, богатой внешними событиями и внутренними переживаниями жизни, В этом же доме были написаны многие из его бессмертных произведений.

29 октября 1941года в Ясную поляну, эту святыню русскую и мировой культуры, ворвались фашистские вандалы.

Дои – музей был превращен гитлеровскими солдатами и офицерами в казарму. Они уничтожили и похитили разные музейные вещи (из числа не эвакуированных). К счастью, из Ясной Поляны было вывезено в Томск большинство ценных экспонатов (библиотека Толстого, его письменный стол, произведения искусства, фотографии, предметы быта).

Героическими усилиями сотрудников музея-усадьбы «Ясная Поляна» пожар был потушен. Только стремительное наступление Красной Армии спасло музей от полного уничтожения.

В мае 1945 года, когда в полной сохранности вернулись из эвакуации все ценности, была восстановлена в прежнем виде вся экспозиция дома-музея.

Это интересно:

Взаимоотношения интеллигенции и власти
Интеллигенция и власть. Со времен грибоедовского Чацкого интеллигенция испытывается формулой, действующей по сегодняшний день: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Она всегда понимала, что решение проблем, которые ставит в св ...

Московская журналистика 1830-х годов
В отличие от петербургской торговой журналистики московская журналистика 30-х годов была идейной. Один из важнейших журналов этого направления был "Московский телеграф", основанный Николаем Алексеевичем Полевым в 1825 году. Это ...

Традиции японской культуры и искусства
В истории японской культуры и искусства можно выделить три глубинных, доныне живущих течения, три измерения японской духовности, взаимопроникающих и обогащающих друг друга: синто («путь небесных божеств») — народная языческая религия япон ...