Демократическое направление в журналистике 1860-х годов

Статьи » Значение в русской журналистике политики Александра II » Демократическое направление в журналистике 1860-х годов

Самым ярким представителем являлся уже ранее упомянутый журнал "Современник", издававшийся в эти годы Николаем Ивановичем Некрасовым и Иваном Ивановичем Панаевым (см. статьи "А.С.Пушкин - журналист" и "Русская журналистика 1840-х годов"). Пик популярности журнала пришелся на 1858-62 годы. Самыми заметными в "Современнике" были три Николая: Некрасов, Чернышевский и Добролюбов. Журнал боролся за скорейшую отмену крепостного права и против самодержавия. Но в 1862-м году двадцатипятилетний Добролюбов, любимец читателей, умирает от чахотки, а в 1863-м Чернышевского арестовывают, и журнал угасает с одним Некрасовым во главе. Про него пускают жуткую клевету. И тут случился парадоксальный случай: находившись заточенным в Петропавловской крепости, Чернышевский пишет жестко демократический роман "Что делать?" и его публикуют в "Современнике" из-за недосмотра цензуры! В романе сплошь и рядом призывы к свержению царя, советы революционерам и т.п. И все это было загримировано под видом художественного произведения. Так произошел последний всплеск "Современника", после которого тираж журнала катастрофически падает - с десяти тысяч экземпляров до двух. А в 1866-м году "за вредное направление" журнал "Современник" был закрыт. Наверное, он просто попал под горячую руку, потому что 4 апреля 1866 года у решетки Летнего Сада Дмитрий Каракозов неудачно выстрелил в Александра II, и вся страна была взбудоражена.

Так или иначе, ярчайший пример русской демократической журналистики был закрыт, но помимо него существовало еще несколько изданий того же направления. Одно из них, - это петербургский журнал "Русское слово". Его издавал Григорий Евлампович Благосветнов, однако ведущая роль принадлежала критику Дмитрию Писареву. "Русское слово" боролось против либерализма. Также к демократическим изданиям можно отнести три сатирических журнала: "Искра" (издатели - поэт Николай Курочкин и карикатурист Николай Степанов), "Гудок" (редактор Дмитрий Минаев, поэт, мастер экспромта) и "Будильник" (издатель Николай Степанов). Это были журналы смелых карикатур, ироничных подписей к ним и острых сатирических заметок. Они были созданы за несколько лет до реформы цензуры в России и высмеивали существующий строй. К примеру, возьмем пару карикатур. Первая из них изображала двух людей, идущих с вокзала и несущих деревянный ящик. "Куда бы поставить этот тюк без адреса?" - спрашивает один, на что второй ему отвечает "Да положим где-нибудь в углу сарая". Без одной единственной детали картинка кажется глупой и неинтересной, - без головы в короне, торчащей из ящика. Или возьмем другую , более известную иллюстрацию, состоящую из двух маленьких, в "Искре": на первой из них изображена дверь с надписью "Цензура". В нее входит одетая в элегантное бальное платье с надписью "Статья" прекрасная женщина. Зато на соседней картинке из этой двери выходит полуголая в лохмотьях и почерневших в клочьях волосах та же самая женщина. Для того времени это были более чем смелые рисунки, из-за чего журналы постоянно конфликтовали с цензурой. Ну и последний пример демократической журналистики - это типография Александра Ивановича Герцена в Лондоне. Когда он ездил по европейским странам, ему в голову пришла отличная идея - создать в Лондоне типографию, где печаталось бы то, что в России печатать запрещено. Так появился первый прототип "самиздата" советских времен. В британской столице вышло девять выпусков альманаха "Полярная звезда" в память о декабристах с барельефом пяти казненных на обложке (см. статью "Журналистика декабристов"), популярнейшая в России в результате частых перевозок газета "Колокол" (печаталась с 1857 по 1867 гг. на русском, а в 1867-68 гг. выходила на французском с русскоязычными прибавлениями), а также нерегулярный периодический сборник "Голоса из России". Здесь впервые было опубликовано знаменитое стихотворение Лермонтова "Смерть поэта". Из-за всего того, что он напечатал за границей, популярность Герцена в России была фантастической.

Демократы требовали отмены крепостного права и выдачи крестьянам бесплатных земель.

Это интересно:

Основные идеи направления
Одним из первых шагов сюрреализма было так же сосредоточение на чисто пассивной роли автора. Чтобы освободиться от "контроля разума" применялись чисто механические методы "охоты за случайностью" (например, подкладывали ...

Эргономика среды как составная часть речевого этикета
Первое, что замечают люди приходя на приём, собеседование, собрание, деловую встречу - это внешняя обстановка помещения, в которой предстоит решать какие-либо вопросы. От того, как выглядит кабинет или офис отчасти зависят результаты бесе ...

Этногенез славян и индоевропейская проблема
Всем понятен смысл индоевропейской проблемы, центральной и труднейшей проблемы сравнительного языкознания, но сформулировать ее нелегко, и притом каждая эпоха вносит свое в эту формулировку. Образ индоевропейского генеалогического древа с ...