Кризис религиозного сознания и его отражение в культуре

Статьи » Культура Европы » Кризис религиозного сознания и его отражение в культуре

XX век своей культурно-исторической революцией вызвал в жизни множество течений, отражающих духовные поиски западного мира в условиях глубоких социально-экономических потрясений. Напряженность философских исканий обуславливалась также нарастанием глобальных кризисов как в самих основах человеческого существования, так и во взаимоотношениях человека и природы. Трагические реальности XX столетия заставили со всей остротой поставить вопрос о самой природе человека. Впервые в истории сам человек стал проблемой. Все это стимулировало появление философии антропологии, задачи которой создать целостный "образ человека" в свете трагического опыта, пережитого человечеством в новейшую историю. Сюда примыкают персонализм, экзистенциализм, течение философии жизни.

Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в 30-х гг. 19 в. О. Контом (ввел самый термин). Различают «классический» позитивизм — Э. Литтре, И. Тэн, Э. Ренан (Франция), Дж. С. Милль, Г. Спенсер (Великобритания), В. В. Лесевич, М. М. Троицкий (Россия); эмпириокритицизм (махизм); современная форма позитивизма — неопозитивизм (см. Аналитическая философия). Оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й пол. 19 в.).

Неопозитивизм - задача философии в логическом анализе "языка науки". Своими методологическими и конкретно научными исследованиями они внесли серьезный вклад в развитие математической логики, семантики, оснований математики и логики науки. Агностики.

Неотомизм - восходит к идейным принципам Ф.Аквинского, выдвинувшего принцип "гармонии и разума веры". Получил признание Ватикана. Пытаются использовать достижения наук для доказательства существования бога.

Прагматизм - философы этого направления отталкивались от принципа практичности. Философия должна перестать быть простым размышлением о мире, началах бытия и сознания, она должна стать общим методом решения тех практических проблем, которые ежедневно перед людьми в различных жизненных ситуациях. Противоположна Экзистенциализму и Философии жизни. Смысл жизни видят в достижении успеха.

Представители Джон Дью, Вильям Пирс, Вильям Джемс. Развилась в 70-е годы XIX века в США.

Экзистенциализм (Философия существования) - иррационалистическое направление возникло в конце первой мировой войны, основатели Лев Шестов, Николай Бердяев, которого называли Гегелем своего времени. Затем развивается в Германии (Хайдегер, Ясперс, Бубер) после второй мировой войны во Франции (Камю, Сартр, Марсель, Симон ., Лаконти). В конце 50-х получил распространение в США и других странах. Примыкают религиозные направления:

Французский персонализм (Лакруа, Недонсель), нем. диалектическая теология (Тиллех, Гультман). Экзистенциализм подразделяется на религиозный ( Шестов, Бубер, Бердяев, Ясперс) и атеистический (Хайдегер, Камю, Сартр, Лаконти). Экзистенциализм сформировался на идеях Ницше, Достоевского, Паскаля. Основные проблемы:

1)онтологическая проблема (бытия), бытие - не опытная данная реальность, не умопостигаемая сущность, это то, что можно постичь через интуицию. Экзистенция это мое бытие, то как я живу. Оно конечно, открыто, незамкнуто. Экзистенция крепко повязана со временем. Изменения в жизни человека называется модусами бытия. Смысл бытия в трансцеденции. РЭ: смысл бытия бог, АЭ: жизнь в целом абсурдна(смысла нет);

2) проблема свободы (особенно русские и Ясперс). Отвергают, что свобода осознанная необходимость, и что свобода раскрытие возможностей человека. Свобода вытекает из бытия. РЭ: свободным может быть верующий; АЭ: только чел. может определять свою жизнь. Если человек не свободен он не личность. У человека нет ограничителей свободы, люди объединяются только бунтуя против жизни

Это интересно:

Периодизация и регионы
Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изоискусства в его культуре. Этапы истории искусства Италии — родины Ренессанса — долгое время служили главной точкой отсчета. Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс, («эп ...

Социокультурное своеобразие восточного христианства
Принятие той или иной религии в качестве государственной и национальной влечет за собой далеко идущие последствия не только в сфере веры, но и во всей духовной жизни. Любая национальная культура заимствует только те элементы других культ ...

Материально-культурное развитие Древнего Рима
В огромной мере материальное развитие Рима находилось под влиянием двух факторов: этнического и военного. Этнический фактор проявился в том, что римляне не истребляли, подобно ассирийцам, народы, которые они завоевывали. Они включали их ...