Статуя Зевса Олимпийского

Статьи » Семь чудес света » Статуя Зевса Олимпийского

Страница 1

Место: Древний город Олимпия на западном побережье современной Греции, около 150 км. к западу от Афин.

История:

В северо-западной части Эллады был расположен город Олимпия, слава о котором распространялась далеко за пределы страны. По преданиям, именно здесь Зевс вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестер.

В честь этой победы были учреждены олимпийские игры, впервые состоявшиеся в 776 г. до н. э. Прошло более двух столетий, и в 456 г. до н. э. в Олимпии архитектором Либоном был построен посвященный Зевсу храм, ставший главной святыней города.

Храм украшала статуя бога высотой 12 м 40 см, величие и красота которой настолько поразили современников, что она была признана новым чудом света. Создателем Зевса Олимпийского был прославленный скульптор Фидий. Он начал закладывать статую около 440 г. до н. э. Когда строительство статуи было завершено, ей едва хватило места в храме. Сочинения древних историков, археологические находки (небольшие копии, изображения на монетах) донесли до нас скульптурный образ древнегреческого божества. Фидий изобразил Зевса сидящим на троне. Оливковый венок украшал голову бога - громовержца, борода волнистыми прядями обрамляла его лицо, с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног.

Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, специальных крючков крепились детали из слоновой кости и золота (такая техника называется хрисоэлефантинной). Лицо, руки и другие обнаженные части тела были из слоновой кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии - из золота, глаза - из драгоценных камней. Путешественники, видевшие Зевса в Олимпии, называют удивительным сочетание в его лике властности и милосердия, мудрости и доброты.

Трон был сделан, по одним источникам, из кедра, по другим - из черного дерева и покрыт золотом и слоновой костью. Ножки трона украшали фигурки танцующей Ники - богини Победы. Ручки трона поддерживали сфинксы, а его спинку украшали Хариты - богини Красоты, дочери Зевса и Геры.

Перед пьедесталом, с изображением сцены рождения Афродиты, был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевксинским камнем и белым мрамором. Он служил, по словам древнегреческого писателя Павсания (2 в. н. э.), для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую. Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал его главу; вошедшим казалось, что сияние исходит от самого лика божества. Перед постаментом статуи пол был выстлан темно-синим элевсинским камнем, высеченный в нем бассейн для оливкового масла должен был сберегать слоновую кость от рассыхания.

Потомки высоко ценили творение Фидия. Знаменитый оратор и политический деятель Рима Цицерон (1 в. до н. э.) назвал Зевса Олимпийского воплощением красоты; римский писатель и ученый Гай Плиний Старший (1 в. н. э.) считал скульптуру несравненным шедевром. В течение нескольких лет храм привлекал посетителей и поклонников со всего мира.

В первом столетии римский император Калигула попытался переместить статую в Рим. Тем не менее, его попытка потерпела неудачу. После того, как Олимпийские Игры были запрещены в 391 году императором Феодосием II, храм был закрыт. Олимпию и далее подстерегали неудачи - землетрясения, обвалы, пожары и наводнения, вследствие этого храм был значительно поврежден. Раньше этого статуя была перемещена богатыми греками во дворец Константинополя. Там она сохранялась, пока не была уничтожена серьезным пожаром в 462 году.

Страницы: 1 2

Это интересно:

В.И. Ленин о культуре. Достоинства и недостатки марксиско-ленинской концепции культуры
Марксистская философия создана великими революционными мыслителями К. Марксом и Ф. Энгельсом и творчески развита В.И. Лениным. История не знает людей, которые оказали бы такое колоссальное влияние не только на развитие духовной культуры, ...

Р. Барт: культура и "письмо"
Работы одного из основоположников постмодернизма французского литературоведа Ролана Барта (1915-1980) часто относят ко "второй волне структурализма" или, что то же самое, к так называемому "постструктурализму". Структу ...

Разное видение и понимание «Гостеприимства Ааврама»
«Троица» Феофана предстает перед нами не как своеобразный философский трактат о сущности божества и веры, запечатленный в «Троице» Рублева, не как бытовая сцена, столь знакомая нам по русскому искусству XVI— XVII веков, а как своего рода ...