Поздний период

Статьи » Тициан и Возрождение » Поздний период

Уже в 1550-е гг. характер творчества Тициана меняется, нарастает драматическое начало в его религиозных композициях («Мученичество св. Лаврентия», 1555, церковь Джезуити, Венеция; «Положение во гроб», 1559, Прадо). В то же время он вновь обращается к мифологической тематике, мотиву цветущей женской красоты («Даная», 1553-54, Прадо; «Венера и Адонис», 1554, там же; «Венера перед зеркалом», ок. 1560, Национальная галерея, Вашингтон). К этим образам близка даже горько рыдающая Мария Магдалина в одноименном полотне (1560, Эрмитаж)

Существенный перелом происходит на рубеже 1550-60-х гг. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» (1559, Национальная галерея, Эдинбург), «Похищение Европы» (1562, Музей И. Гарднер, Бостон), «Охота Дианы» (ок. 1565, Национальная галерея, Лондон). В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана («Св. Себастьян», ок. 1565-70, Эрмитаж; «Пастух и нимфа», ок. 1570, Музей истории искусств, Вена; «Наказание Марсия», 1570-е гг., Картинная галерея, Кромержиж; «Оплакивание Христа», 1576, Галереи Академии, Венеция, и др.). Эти полотна отличает сложная живописная структура, размытость границы между формами и фоном; поверхность холста как бы соткана из наложенных широкой кистью, иногда втертых пальцами мазков. Оттенки дополняющих друг друга, взаимопроникающих или контрастирующих тонов образуют некое единство, из которого рождаются формы или приглушенные мерцающие краски. Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время.

Искусство Тициана, наиболее полно раскрывшее своеобразие венецианской школы, оказало большое влияние на становление крупнейших художников 17 в. от Рубенса и Веласкеса до Пуссена.

Это интересно:

Иоганн Вольфганг Гёте
Выдающаяся роль Гёте в культуре и философии общепризнан. Гёте действительно стал главной фигурой литературного движения «Бури и натиска» 70 – 80-х годов; и впоследствии великий поэт, писатель, ученый, мыслитель всегда оказывался в центре ...

Моне Клод
Моне Клод (Monet, Claude) (1840-1926 гг.), французский художник, с которым связано возникновение импрессионизма (от франц. impression - впечатление). Название этому течению дала одна из его картин - "Впечатление. Восходящее солнце&qu ...

Суриков Василий Иванович
Суриков Василий Иванович (1848-1916 гг.) - русский живописец, один из известнейших исторических живописцев мира. Учился в Петербургской академии художеств (1869-1875 гг.). Свои монументальные по содержанию и форме полотна Суриков посвятил ...