Драмы Софокла

Статьи » Творчество Софокла » Драмы Софокла

Страница 4

Сойдя в Аид, какими бы глазами

Я стал смотреть родителю в лицо

Иль матери несчастной? Я пред ними

Столь виноват, что мне и петли мало!

Завершает трагедию горестное прощание Эдипа с дочерьми, за которым следует последняя песня хора. В ней звучит горестная мысль об ограниченности человеческого знания, непостоянстве человеческого счастья. Горестный жребий Эдипа становится для хора основанием того, что никого нельзя назвать счастливым, пока он не достиг предела жизни.

К сказанию об Эдипе Софокл вновь вернулся в своей последней трагедии "Эдип в Колоне", поставленной уже после смерти поэта. В этой трагедии показана судьба изгнанного Эдипа. В своих скитаниях, сопровождаемый Антигоной, Эдип достигает предместья Афин. Здесь его, измученного, тепло встречает царь Тезей. За истекшее время Эдип много перестрадал и передумал. На этот раз на его образе развивается тема искупления греха страданием. Просветленный герой приходит к сознанию собственной справедливости вследствие того, что он был жертвой неведения, а позже много страдал из-за невольно совершенных преступлений. Теперь он чувствует себя очистившимся и способным принести благодеяние стране, где найдет последнее успокоение. Последнее обстоятельство открывается и окружающим. Дочь Эдипа, Исмена, приносит весть оракула о том, что вечная благодать снизойдет на ту страну, где Эдипа постигнет смерть.

Сыновья, изгнавшие Эдипа из Фив, начинают склонять его к возвращению. Полиник требует от него также поддержки в борьбе за престол. Разгневанный Эдип отклоняет эти притязания. Он остается на земле Тезея, правителя справедливого и человечного, гостеприимного и бескорыстного. Песни хора прославляют Афины и Колон, родину Софокла. Хор воспевает край, которому покровительствует сама природа, где сосредоточено все самое прекрасное, и призывает богов к неизменному покровительству этой земле:

Явитесь сюда, небожители!

Ныне подайте, молю,

Свою двуединую помощь

Этому краю и всем

Его населяющим гражданам!

(Пер. С. Шервинского)

Таким образом, расмотрение уже ряда трагедий позволяет увидеть, что при всем торжестве божественной воли на первом плане у Софокла человек, стремящийся действовать самостоятельно, осмысленно, с сохранением способности отвечать за свои деяния. Лучшие из софокловских героев и в неблагоприятных обстоятельствах стремятся сделать все возможное для выполнения долга, соответствия высоким нравственным законам и нормам. Аристотель в "Поэтике" приводит слова Софокла о том, что в лице своих героев он изображал людей такими, "какими они должны быть". Примечательна также цельность героев Софокла, в трудных обстоятельствах сохраняющих верность себе, неизменность лучших чувств и намерений. Софокл использует самые разнообразные средства для характеристики персонажей: сравнительное сопоставление, монологи, диалоги, сравнения из мифологии, мира природы и т.д. Выразительна речь героев: короткие, разнообразные по тональности фразы, вопросы, восклицания, многоточия. Все это придает живость, взволнованность и естественность интонациям. Выразительны также монодии (сольные партии) героев, ярко передающие их состояние. Выразительность и цельность героев Софокла, композиционное единство его драм создали Софоклу славу художника ясного, гармоничного, величественного. Не случайно его героев сравнивали с образами современной скульптуры, представляющей идеал спокойного величия и достоинства. Глубина мысли и высокий уровень художественного мастерства способствовали сохранению драм Софокла в сокровищнице мировой драматургии.

Ведь и по сей день в театрах Москвы, России и всего мира продолжают ставить драмы Софокла. А если ставят, значит людям нравится, люди ходят на спектакли. Значит темы, которые затронул Софокл в V веке до н.э. актуальны и в XXI в уже нашей эры. То есть, творчеству Софокла более 2400 лет. И оно еще живет, ведь столько случилось за это время, казалось все изменилось, да нет не все.

Правильно говорят: ”Смертен человек, искусство - бессмертно”.

Страницы: 1 2 3 4 

Это интересно:

Каналы энергии
Гете устами Фауста утверждал, что лишь "в деянии начало бытия".Так и культура свое повседневное бытие обеспечивает только затратой определенной энергии. Ее ручейки кажутся бесчисленными: тяжелый труд земледельцев и горняков, суе ...

«Троица» Андрея Рублева
Русские люди, только что избавившиеся от иноплеменных, создают художественные ценности мирового значения. Среди них первое место принадлежит творению Андрея Рублева, его "Троицы", иконе из иконостаса Троицкого собора Сергиева мо ...

Художественные промыслы
Вторая половина ХIХ в. возродила интерес к древним русским ремеслам. Изделия умельцев и мастеров становятся произведениями искусства. Востребованными видами ремесел стали вышивка, художественная обработка металла, камня, дерева, кости и д ...