Драмы Софокла

Статьи » Творчество Софокла » Драмы Софокла

Страница 4

Сойдя в Аид, какими бы глазами

Я стал смотреть родителю в лицо

Иль матери несчастной? Я пред ними

Столь виноват, что мне и петли мало!

Завершает трагедию горестное прощание Эдипа с дочерьми, за которым следует последняя песня хора. В ней звучит горестная мысль об ограниченности человеческого знания, непостоянстве человеческого счастья. Горестный жребий Эдипа становится для хора основанием того, что никого нельзя назвать счастливым, пока он не достиг предела жизни.

К сказанию об Эдипе Софокл вновь вернулся в своей последней трагедии "Эдип в Колоне", поставленной уже после смерти поэта. В этой трагедии показана судьба изгнанного Эдипа. В своих скитаниях, сопровождаемый Антигоной, Эдип достигает предместья Афин. Здесь его, измученного, тепло встречает царь Тезей. За истекшее время Эдип много перестрадал и передумал. На этот раз на его образе развивается тема искупления греха страданием. Просветленный герой приходит к сознанию собственной справедливости вследствие того, что он был жертвой неведения, а позже много страдал из-за невольно совершенных преступлений. Теперь он чувствует себя очистившимся и способным принести благодеяние стране, где найдет последнее успокоение. Последнее обстоятельство открывается и окружающим. Дочь Эдипа, Исмена, приносит весть оракула о том, что вечная благодать снизойдет на ту страну, где Эдипа постигнет смерть.

Сыновья, изгнавшие Эдипа из Фив, начинают склонять его к возвращению. Полиник требует от него также поддержки в борьбе за престол. Разгневанный Эдип отклоняет эти притязания. Он остается на земле Тезея, правителя справедливого и человечного, гостеприимного и бескорыстного. Песни хора прославляют Афины и Колон, родину Софокла. Хор воспевает край, которому покровительствует сама природа, где сосредоточено все самое прекрасное, и призывает богов к неизменному покровительству этой земле:

Явитесь сюда, небожители!

Ныне подайте, молю,

Свою двуединую помощь

Этому краю и всем

Его населяющим гражданам!

(Пер. С. Шервинского)

Таким образом, расмотрение уже ряда трагедий позволяет увидеть, что при всем торжестве божественной воли на первом плане у Софокла человек, стремящийся действовать самостоятельно, осмысленно, с сохранением способности отвечать за свои деяния. Лучшие из софокловских героев и в неблагоприятных обстоятельствах стремятся сделать все возможное для выполнения долга, соответствия высоким нравственным законам и нормам. Аристотель в "Поэтике" приводит слова Софокла о том, что в лице своих героев он изображал людей такими, "какими они должны быть". Примечательна также цельность героев Софокла, в трудных обстоятельствах сохраняющих верность себе, неизменность лучших чувств и намерений. Софокл использует самые разнообразные средства для характеристики персонажей: сравнительное сопоставление, монологи, диалоги, сравнения из мифологии, мира природы и т.д. Выразительна речь героев: короткие, разнообразные по тональности фразы, вопросы, восклицания, многоточия. Все это придает живость, взволнованность и естественность интонациям. Выразительны также монодии (сольные партии) героев, ярко передающие их состояние. Выразительность и цельность героев Софокла, композиционное единство его драм создали Софоклу славу художника ясного, гармоничного, величественного. Не случайно его героев сравнивали с образами современной скульптуры, представляющей идеал спокойного величия и достоинства. Глубина мысли и высокий уровень художественного мастерства способствовали сохранению драм Софокла в сокровищнице мировой драматургии.

Ведь и по сей день в театрах Москвы, России и всего мира продолжают ставить драмы Софокла. А если ставят, значит людям нравится, люди ходят на спектакли. Значит темы, которые затронул Софокл в V веке до н.э. актуальны и в XXI в уже нашей эры. То есть, творчеству Софокла более 2400 лет. И оно еще живет, ведь столько случилось за это время, казалось все изменилось, да нет не все.

Правильно говорят: ”Смертен человек, искусство - бессмертно”.

Страницы: 1 2 3 4 

Это интересно:

Космополитизм и культурно-исторические истоки нацизма
Кто-то уже понял, что речь идет о нацизме как порождении XX века. Последнее нужно подчеркнуть особо, потому что корни нацизма в демократических преобразованиях индустриальной эпохи, имевших как позитивные, так и негативные последствия. В ...

Рафаэль
Рафаэль (Раффаэлло Санти) (Raphael (Raffaello Sanzio)) (1483-1520 гг.), итальянский живописец и архитектор. В творчестве Рафаэля с наибольшей полнотой отразились идеалы Высокого Возрождения (Ренессанс). Работал в мастерской Перуджино. С 1 ...

Геометрическая или трёхгранновыемчатая резьба
В литератуере встречаются другие её названия: клинообразная, клиновидная и др. Она состоит из целого ряда азбучных узоров, сочетание которых даёт красивые, выразительные композиции (к разновидностям геометрической резьбы иногда относят и ...