Время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи

Статьи » Время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи

Страница 2

Ранний период деятельности Якоба ван Рейсдаля падает на конец 1640-х и 1650-е годы.

Он родился в Гаарлеме в 1628 или 1629 г. Сын мастера рам Исаака ван Рейсдаля, бывшего, по-видимому, и живописцем, юный Якоб сначала изучал медицину. Однако он рано вступил и на художественное поприще. Первые его работы, датированные 1646—1647 годами, показывают раннее развитие живописного дарования юного художника. У кого Рейсдадь учился живописи — неизвестно. Возможно, что первым учителем мальчика был его дядя — Саломон, известный живописец Гаарлема, являвшийся в 1648 г. деканом гильдии художников. Картины Саломона ван Рейсдаля этих лет близки по мотивам произведениям Гойена, от которых, однако, они несколько отличаются большей определенностью в передаче форм деревьев, зданий и несколько иной красочной гаммой.

Интересно, что в 1648 г., т. е. после появления первых картин юного Якоба, прекращаются до этого очень частые судебные процессы его отца, преследуемого кредиторами за долги. Это наводит на мысль, что сын уже в эту пору мог оказать отцу материальную поддержку.

Восемнадцатилетний юноша выступает как художник с вполне определившимися взглядами и художоственпой манерой. В своих картинах он протпвостопт характерной для 1640-.х годов тенденции к единой объединяющей все изображенное тональности.

Написанная в 1646 г. картина Якоба ван Ройсдаля «Домик в роще" (рис. 1) — наиболее раннее из известных датированных произведений художника — очень много дает для понимания исходных позиций его творчества. Перед нами не панорама, а небольшой уголок пейзажа с растущими на пригорке деревьями. Между стволов сквозит красная крыша стоящего среди зелени домика. У холма изгибается дорога, около которой сидит путник. Па переднем плане — поваленный ствол дерева. Слева раскрывается вид на лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей. Так же, как и расположившийся у дороги странник, они органически связаны с окружающей природой.

Живое непосредственное впечатление от действительности, увиденная художником красота этого интимного уголка — вот что определяет характер изображения. Уже в ранних картинах Рейсдаля проявляется его большая самостоятельность в выборе мотива и трактовке тем. Картина сравнительно велика по размеру и несколько растянута в ширину. Взявшись за большой холст, юный художник еще не вполне справился с построением: правая и левая части изображения слабо связаны между собой, поваленный ствол дерева выпадает из общей композиции.

Поражает, однако, мастерская передача малейших деталей. Хотя группа деревьев дана еще компактной массой, но каждое из них прекрасно характеризовано. Тонкие изгибающиеся стволы и ветки выделяются светлыми линиями на фоне темной зелени. Наиболее интенсивный свет сосредоточен на первом плане, где путем сопоставления пастозных мазков голубоватой, белой и желтоватой краски с просвечивающим иногда темно-коричневым грунтом художник характеризует почву. В противоположность тщательно разработанной листве деревьев, трактовка художником первого плана производит впечатление эскиза. Наша картина — одно из немногих произведений Рейсдаля, где ясно выступает его своеобразная техника. Так, характеризуя почву, художник по густо наложенным краскам наносит обратным, деревянным концом кисти зигзагообразные, короткие и глубокие борозды. 1— Возникшая годом позднее картина «Крестьянские домики в дюнах" (рис. 2) отличается сравнительно небольшими размерами. Перед нами холмпстая местность с уходящей вглубь дорогой, огибающей небольшой домик, который виднеется справа за деревьями. Мягкие линии дюн и дороги, прячущиеся за деревьями, низкие строения, как ()ы ограничивающие изображение, — все это содействует впечатлению замкнутости и уединенности. Нигде но раскрывается вид вглубь. Все элементы картины тесно связаны между собой. В «Крестьянских домиках в дюнах» достигнута большая целостность и единство, чем в предшествующей картине, и вместе с тем не утрачена интимная прелесть, которая свойственна лучшим из ранних произведений Рейсдаля. Немногочисленные, небольшие, удачно расставленные фигуры людей находятся в полной гармонии с простыми мотивами природы.

Картина выдержана в коричнево-золеных тонах и, в противоположность мягкой расплывчатости пейзажей Гойена, отличается четкой проработкой форм; рисунок деревьев с пх тонкой листвой точен и тщателен. Подобно картине 1646 г. «Крестьянские домики в дюнах" исполнены в типичной для раннего периода творчества Рейсдаля густой манере письма с жирными мазками, которыми живописец характеризует почву освещенной на втором плане дороги с ее темной извилистой колеей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Грис Хуан
Грис Хуан (Gris, Juan) (1887-1927 гг.), испанский живописец, скульптор, график и декоратор. Работал главным образом в Париже, где жил с 1906 г. Представитель кубизма, но его творчество в целом было более рассудочным, чем у Пикассо или у Б ...

Содержание и воздействие культуры на человека
По содержанию и влиянию культуры на человека ряд исследователей предлагает делить ее на прогрессивную и реакционную. Культура как формирующее человека явление может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную. Истор ...

Древняя Греция
- Крито-микенская цивилизация, существовавшая на территории Греции в III-II тысячелетиях до н.э., была создана не греческими (не эллинскими) племенами, и непосредственной преемственности между ней и собственно древнегреческой цивилизацией ...