Искусство экслибриса

Статьи » Искусство экслибриса

Экслибрис (от лат. Ex libris - из книги), книжный знак, бумажный ярлык, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета. Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца.

Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания. Немецкий экслибрис достиг расцвета в 16 в., среди его создателей - А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах Старший.

В 16-17 вв. экслибрис носил геральдический характер, но иногда в них помещались портреты владельцев библиотеки, изображения их домов, замков и монастырей. В 17 в. экслибрис нашел признание в других европейских странах, затем в странах Америки. Тяжеловесный торжественный стиль и сложный рисунок экслибриса 17 в. сменился в 18 в. легкими, изящными композициями (в Великобритании У. Хогарт, Т. Гейнсборо).

В России экслибрис появился при Петре I. В библиотеках государственных деятелей Я. В. Брюса и Д. М. Голицына, лейб-медика Р. Арескина на книги наклеивались экслибрисы.

Однако рисованные от руки экслибрисы игумена Досифея, обнаруженные на некоторых рукописных книгах их библиотеки Соловецкого Ставропигиального Первоклассного Спасо-Преображенского монастыря, относятся к концу 15 века.

До 19 века большая часть личных библиотек принадлежала привилегированным сословиям, и на экслибрисе изображался родовой герб владельца. В 19 веке владельцами библиотек все больше становятся ученые, писатели, художники, просвещенная буржуазия и сюжетный экслибрис вытесняет гербовой. Книги в России стоили дорого, и экслибрис имели, как правило, состоятельные люди.

Среди крупных мастеров экслибриса 19 - начала 20 вв. - Й. Затлер, М. Клингер, В. Гейгер в Германии, Ф. Бракмон, П. Гаварни во Франции, Ф. Валлоттон в Швейцарии, О. Бердсли, Г. Крэг в Великобритании. Во многих странах экслибрис стали коллекционировать, создана Международная Федерация Экслибриса, устраиваются международные конгрессы и выставки.

На рубеже 19-20 вв. большое влияние на искусство экслибриса оказали художники "Мира искусства" - А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинский, Д. И. Митрохин, Г. И. Нарбут, А. П. Остроумова-Лебедева, С. В. Чехонин.

В 1920-1930-х годах характер отечественного экслибриса определили работы ведущих мастеров графики - В. А. Фаворского, А. И. Кравченко, Н. Н. Купреянова, Н. И, Пискарева и др. В 1960-1980-х годах организовывались клубы и выставки экслибрисов, которые создавались в различных техниках (ксилография, линогравюра, офорт и др.).

В 1990-х годах искусство экслибриса продолжает развиваться. Создан московский Музей экслибриса, крепнут международные связи художников и собирателей экслибрисов, проводятся специальные аукционы. Усиливается роль экслибриса как носителя историко-книговедческой информации.

Среди известных зарубежных мастеров экслибриса 20 в.: Ф. Бордаш, И. Драхош, У. Менихарт, А. Фери в Венгрии; А. Грмелова, Я. Водражка, Э. Котрба, В. Цинибулька в Чехии и Словакии; А. Матисс, Ш. Фаве, Ж. Мерсье во Франции; Ф. Мазерель, Ж. Годен, М. Северен в Бельгии; Б. Браманти, Т. Марангони, И. Цети в Италии; Герберт и Норберт Отт, И. Наха, В. Клемке, К. Хирш, Х. Шульце в Германии; Х. Ф. Саэс в Испании.

Это интересно:

Социокультурный смысл русского самодержавия
Рассмотрение самодержавия как феномена культуры, его роли в истории России позволяет сделать следующие выводы: Вывод 1. Русское самодержавие являлось с самого своего возникновения вполне реальной силой, наложившей сильный отпечаток на вс ...

Скелет из камня
Общим результатом применения этих приемов стало то, что массивные церковные строения приобрели вид легких скелетообразных каркасов. Вряд ли подобное описание передает художественное мастерство и чувство прекрасного, продемонстрированное с ...

Народная песня, ее происхождение и формы
В мифах, сказках, пословицах, устных рассказах и песнях находили выражение взгляды народа на окружающий мир. Но прочно удерживалась в памяти только такая речь, которая была обличена в ритмическую форму, имела вид песни. Поэтому история ли ...