Искусственный интеллект и творчество

Статьи » НТР и художественное творчество » Искусственный интеллект и творчество

ЭВМ , как один из продуктов НТР , по моему мнению , должна занимать отдельную нишу.Насколько применим компьютер к творческому процессу вопрос неоднозначный и сложный.

Всякое познание действительности в той или иной степени ее моделирование.Современные машины способны не только моделировать окружающую действительность , но и в определенной мере ее интерпретировать.

Однако творчество на сегодняшний день остается прерогативой человека.Сторонники машинного творчества утверждают если машина способна создать произведение , которое будет восприниматься людьми , как искусство , то уже не существенно , каким путем достигнут этот эффект.Кроме того , наука нетерпит никаких запретов , кроме наложенных самой природой.Поэтому утверждать , что машинное творчество никогда не возникнет , нельзя.

Человек не способен выдумать ничего , что не было бы комбинацией уже существующих в природе элементов.Применительно к искусству это верно лишь наполовину.В искусстве все решает не состав , а контекст , взаимодействие.Машина способна создать произведение , отвечающее всем заложеным требованиям , но это произведение не будет нести никакой идеи. Машина может создать заготовку , но окончательный отбор останется за человеком.Отбор главнейший элемент всякого творчества.

Без человека творчество превращается в имитацию , подражание существующему.Образ индивидуален и неповторим , он не конструируется , а рождается , в нем концетрируется опыт всего человечества , преломленный через индивидуальный опыт сознания , через особенности характера и темперамента личности.Если в будущем машина обретет личность , она сможет творить.

Жизненность любого творческого метода может быть подтверждена только одним способом созданием шедевров. Только шедевры заставляют человека пресмотреть свои эстетические принципы.Версификация ничего не доказывает , это лишь пережевывание уже существующих шедевров.И поэтому новое произведение , созданное в стиле какого-то старого мастера , может вызвать лишь поверхностный интерес.

Произведения искусства не изоморфны своим схемам , как продукты точных наук.Однажды В.И.Немирович-Данченко добросовестно изложил одному драматургу некую схему построения драмы.В ответ на удивленный вопрос "Что же из этого может получиться?" он ответил : "Смотря у кого.У Грибоедова <<Горе от ума>>".

Особенность художественного синтеза подчиненность не четко сформулированному заданию , каковым является всякий алгоритм , а "сверхзадаче".Термин этот , введенный К.С.Станиславским, по мнению многих, может относиться ко всем видам искусства.В своем понимании "сверхзадачи" Станиславский исходил из неразрывности сферы мышления и эмоциональной жизни художника.

Искусственный интеллект может (пока) выступать лишь в роли инструмента художника.Машина существенно облегчает работу творца , сводя к минимуму рутину в его деятельности , дает новые возможности.Возникают новые формы искусства , обязанные своим появлением НТР , но творческая иннициатива остается за человеком.

Это интересно:

О "культурно-исторических типах" Н. Данилевского
В основе цивилизационного подхода, каким он сложился в эпоху Просвещения, лежит представление о единстве мирового развития и общественно-историческом прогрессе. При этом не так важно, с чем связывают своеобразие высшей стадии под название ...

Социокультурная сущность революции 1917 года
Революция 1917 года: некоторые оценки. Советская эпоха в истории отечественной культуры, открытая октябрем 1917 года, несет на себе ни с чем не сравнимый отпечаток трагичности и противоречивости, столь свойственный всем общественно-истори ...

Псковские иконы
Анализ иконы «Cошествие во ад» из Псковского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника направлен в первую очередь на рассмотрение художественного языка и методов работы древних мастеров Пскова для послед ...