Восточные мотивы в архитектуре - Караван-сарая

Статьи » Оренбургский Караван-сарай » Восточные мотивы в архитектуре - Караван-сарая

Страница 1

Комплекс Караван-сарая в Оренбурге занимает особое место в общем ряду памятников материальной культуры своего времени. В облике крупных построек этого периода в Оренбургской губернии еще сильны традиции классицизма. Проникновение эклектики в архитектуру провинциальных городов было не столь стремительным и могло, в сравнении со столицами, запаздывать на несколько десятилетий. Кроме того, становление нового стиля не носило здесь оттенка осознанного противопоставления канонам классицизма. Размывание устоев последнего происходило в провинции около 1840—1860-х гг. и было постепенным. Практически это могло выражаться в появлении в здешних местах вполне законченных построек в духе классицизма вплоть до 1850-х гг. Печать суховатой сдержанности лежит и на ранних образцах эклектики. Стилизаторство встречается в этот период лишь в виде немногих памятников, первенцем среди которых безусловно является оренбургский Караван-сарай.

Здание, спроектированное известным петербургским архитектором А. П. Брюлловым, стоит особняком и в его собственном творчестве. Александр Павлович Брюллов получил образование в императорской академии художеств и долгое время провел за границей. Предметом его пристального внимания стало изучение «архитектурных древностей». В частности, А. П. Брюлловым были произведены обмеры античных терм в Помпеях, выполнены многочисленные зарисовки в Сицилии и Риме, в Сорбонне Александр Павлович прослушал курс истории архитектуры профессора Гюона (Бюона). Все это сказалось на творческом почерке зодчего. В его проектах, наряду с приемами классической школы, возникают мотивы иных архитектурных стилей, преимущественно европейских — романского, готического, ренессансного.

Лишь однажды в своей биографии А. П. Брюллов обратился к наследию восточного зодчества, выполнив по просьбе Оренбургского губернатора В. А. Перовского проект Караван-сарая. Без сомнения, выбор стилистической ориентации определялся здесь спецификой самого объекта. Здание, не имеющее в наших широтах прямых прототипов, весьма оригинально по композиции. В его основу положен тип прямоугольной в плане постройки с закрытым внутренним двором. Подобные постройки — дворцы, рибаты, медресе и т. п. — известны во многих арабских странах, Средней Азии, Иране и Турции, начиная с раннего средневековья. С традициями караванной торговли связан и способ размещения комплекса (на свободном участке несколько в стороне от города), и устройство, помимо главного двора, двух внешних, предназначенных для приема верховых лошадей и других хозяйственных нужд.

Исторически караван-сараи могли располагаться на торговых путях весьма уединенно, поэтому в их функцию нередко входила и задача защиты путников от внешнего нападения. Отголоском форм подобных укрепленных сооружений являются расширяющиеся к низу парные угловые башенки-ризалиты, использованные А. П. Брюлловым для фланкирования фасадов. Правда, сообразуясь с местными климатическими условиями, архитектору пришлось разорвать каре главного корпуса, сделав внутренний двор полураскрытым в южном направлении.

Очень необычным (в сравнении с традиционными для Южного Урала композиционными схемами) бы-ло и решение мечети. По мнению исследователей, уже к XVIII в. мечети с вытянутым прямоугольным планом и восьмигранным минаретом на крыше были, по существу, единственным типом этих зданий, распространенных в Казанской и Оренбургской губерниях. Однако в силу каких-то соображений местный опыт исламского культового зодчества не был воспринят при проектировании Караван-сарая в Оренбурге. Восьмиугольная в плане купольная мечеть, поставленная в центре его двора, обнаруживает аналогии с так называемыми мечетями-киосками, существовавшими, например, в средневековых караван-сараях Турции. Похожие ортогональные постройки, оформляющие небольшие водоемы, расположенные во дворе арабских мечетей, встречаются в Каире. План-октогон практиковался и в ранних мусульманских постройках, и более поздних мавзолеях.

В период угасания классицизма интерес к восточной культуре в России заметно усилился. В 1829г. Строительной комиссией Министерства внутренних дел был подготовлен чертеж «образцовой» (типовой) мечети, рекомендованный к широкому использованию при строительстве мусульманских культовых зданий в различных регионах. Проект, основу которого составлял все тот же восьмиугольный центрический объем, по всей видимости, был знаком и А. П. Брюллову.

Необычным для наших мест является и тип отдельно стоящего минарета, избранный А. П. Брюлловым. Стройность его пропорций, характер конического - завершения и наличие внешней площадки для азанчи не оставляют сомнений в наличии у этой постройки османских прототипов. Вполне соответствуют такому выводу и каннелюры, которыми отделан ствол минарета и трехрядный сталактитовый карниз в его завершении.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Искусство России ХVIII века
Восемнадцатый век стал одной из переломных эпох в истории России. Культура, обслуживавшая духовные запросы этого периода, начала быстро приобретать светский характер, чему в значительной мере содействовало сближение искусства с наукой. Та ...

Репин Илья Ефимович
Репин Илья Ефимович (Repin, Ilya (Yefimovich)) (1844-1930 гг.), русский живописец. Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Репин член группы "передвижников", тов ...

Нашествие чужеземцев
Чужеземное нашествие иного рода началось в 1543 г., когда на японских берегах высадились первые европейцы. Это были португальские моряки, доставленные на острова китайскими кораблями. По их стопам последовали другие пришельцы - в их числе ...