Русская журналистика при Александре I

Статьи » Русская журналистика при Александре I

1801 год - Павла I убивают, и на престол входит Александр I. При нем появляется провинциальный журнал "Уединенный пошехонец". При Александре I появляется первый, самый мягкий цензурный устав 1804 года. Отныне существует цензура предварительная и карательная (последующая). По этому уставу цензор должен был в месте, двойном по смыслу, трактовать его в пользу сочинителя. Запрещалось писать лишь против Бога, власти и личной чести граждан. В 1811 году был подписан указ о введении в России множественной цензуре.

1812 год - с началом войны с Наполеоном журналистика резко разделяется на два лагеря. Первый лагерь - это журналы: "Русский вестник" Сергея Глинки, "Вестник Европы" Михаила Каченовского, "Чтение в беседе любителей российского слова" адмирала Шишкова, министра Народного просвещения. Шишков ненавидел заимствованные слова и тщательно выгонял их из русской речи, из-за чего над ним смеялся Пушкин. Эти три журнала были самыми заметными в первом лагере. Они были очень патриотичными: "за веру, царя и Отечество". Эти журналы отстаивали православие, самодержавие и крепостное право. В журнале "Русский вестник" печатались "афишки графа Растопчина", того самого военного графа, который сжег Москву. В этих афишах и листовках Растопчин призывал гражданских жителей защищать Москву.

Второй лагерь представлял журнал "Сын отечества" Николая Греча. Он объяснял эту войну как прежде всего освободительную и не восхвалял царя. Потом этот журнал опубликовал статью любимого учителя Пушкина, Александра Петровича Куницына "Послание к русским". Она заканчивается словами " .умрем свободными в свободном Отечестве!" - двусмысленной фразой, и люди поняли ее как желание избавиться от царя. Греч сначала большой роли в журнале не играл. Туда пришла активная молодежь с дикими призывами. Тираж у "Сына отечества" был большим - 3 тысячи экземпляров. Тогда в журнале появляются первые в России журнальные иллюстрации - политические карикатуры работы Венецианова и Теребенева .

У русской армии была своя походная типография, издававшая газеты "Россиянин" и "Известия" во главе с директором Кайсаровым. Русские войска побеждают. В это же время возникают декабристы, агитационные

В 20-х годах возникают небезызвестные декабристы, их агитационные песни, подпольный катехизис, листовки, брошюры . Альманах "Полярная звезда" - лучшее легальное издание декабристов, был создан Рылеевым и Бестужевым. Там участвовал и Пушкин. Альманах вышел три раза: в 1823-25 годах. Уже второй том принес декабристам доход (до этого русская журналистика была лишь идейной, а потому убыточной), а третий принес такую прибыль, что все авторы получили солидные гонорары. Тираж "Полярной звезды" был 2 - 2,5 тысяч экземпляров. Затем авторы, видя, что тучи над ними сгущаются, собрали весь материал, который остался, и сделали книгу "Звездочка", но она вышла ограниченным тиражом и до людей не дошла. И случилось восстание декабристов. Центр журналистики из Санкт-Петербурга переместился в Москву. На троне - Николай I. Сразу же был принят новый цензурный устав 1826 года, прозванный "чугунным". В нем было 230 параграфов, где детально запрещалось почти все. Через два года он отменяется и принимается новый, немного помягче, 1828 года.

Это интересно:

Длительность, интенсивность и направленность в sae и хопи
Для описания всего многообразия действительности любой язык нуждается в выражении длительности, интенсивности и направленности. Для SAE и для многих других языковых систем характерно описание этих понятий метафорически. Метафоры, применяе ...

Картина мира. Показанная в Младшей Эдде
. Но более древняя и полная картина мира разворачивается в начальных диалогах “Видения Гюльви” - первой части книги. Итак, начнем. В начале времен не было в мире ни песка, ни моря, ни волн холодных. Земли еще не было и небосвода, б ...

«Говорящая архитектура»
Французский философ-просветитель и художественный критик Дени Дидро писал: «Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать какое-либо великое правило жизни, должно поучать зрителя, иначе оно будет немо». Искусство эпохи Просвещен ...