Свойства и законы логики

Статьи » Культура мышления » Свойства и законы логики

Страница 1

Логику интересует главным образом вопрос о наиболее общих свойствах правильного мышления (свойства определенности, непротиворечивости, последовательности и доказательности), выступающих, в свою очередь, содержанием основных законов логики, выражающих эти наиболее общие свойства.

Следовательно, правильное мышление как показатель развития культуры мышления характеризуется такими чертами, как определенность, непротиворечивость, последовательность и доказательность.

Определенное мышление есть мышление ясное, точное, свободное от двусмысленности. Непротиворечивое и последовательное мышление - это мышление, не допускающее противоречий, нарушающих связь между мыслями. Доказательное мышление - это мышление обоснованное, то есть не только формулирующее истину, но и указывающее основания, по которым она признана истиной.

Необходимым условием правильности мышления, а следовательно, его определенности, непротиворечивости, последовательности и доказательности является строгое соблюдение требований основных законов логики - закона тождества, закона непротиворечия, закона исключенного третьего и закона достаточного основания.

Основными эти законы называются потому, что они выражают наиболее общие и необходимые условия не только логической правильности каждой конкретной связи между различными формами мышления, но и самой возможности мышления как познавательной деятельности.

Формально-логические законы мышления по своему содержанию объективны, не зависят от сознания людей. Постепенно сформировавшись в результате общественно-производственной практики человека, они используются им в целях повышения культуры мышления, выявления и устранения логических ошибок. Знание законов логики является условием правильной организации и упорядочения нашего мышления.

Каковы же требования законов логики? Закон тождества гласит: в процессе рассуждения всякая мысль должна быть тождественна сама себе. Это означает, что нельзя отождествлять различные мысли, как нельзя и различать мысли, совпадающие по своему содержанию.

Соблюдение закона тождества гарантирует определенность, ясность, недвусмысленность мышления, а невыполнение его требований чревато целым рядом логических ошибок. Приведем в качестве примера фрагмент речи Н. С. Хрущева на встрече с представителями творческой интеллигенции. «Решать в нашей стране должен народ, - говорил Хрущев, - а народ - это кто? Это партия. А партия кто? Это мы. Мы - партия. Значит, мы и будем решать, я вот буду решать. Понятно?»*. В данном рассуждении закон тождества нарушается трижды: сначала понятие «народ» подменяется понятием «партия») затем «партия» - субъектом «мы» и, наконец, на смену «мы» приходит «я». Так, путем преднамеренного совершения логических ошибок оратор пытался обосновать и оправдать свои политические амбиции.

Рассуждение, которое основано на преднамеренном нарушении законов логики, но выдается при этом за правильное, называется софизмом. С помощью софизмов обосновывается истинность заведомо ложных утверждений. Рассмотрим еще одно софистическое рассуждение, в котором нарушается закон тождества. Это софизм Эват-ла, известный еще в древней Греции. Философ Протагор согласился обучать Эватла софистике с тем условием, что после первого выигранного Эватлом судебного процесса он заплатит Протагору за свое обучение. Когда обучение было закончено, Эватл заявил Протагору, что денег он ему платить не будет. Если Протагор захочет решить дело судом и процесс будет выигран Эватлом, он не будет платить денег согласно приговору суда. Если же суд решит дело в пользу Протагора, то и тогда Эватл не будет ему платить, так как в этом случае Эватл проигрывает, а по условию он должен заплатить своему учителю лишь после того, как выиграет процесс. В ответ на это Протагор возразил, что, наоборот) и в том, и в другом случае Эватл должен ему заплатить: если процесс выигрывает Протагор, то Эватл платит ему по решению суда; если же выигрывает Эватл, то он все равно должен платить, поскольку выиграет свой первый судебный процесс.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Возникновение Марксизма, его социокультурные истоки
Марксизм, философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого — Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Опираясь на изучение немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и ...

Пиренейский полуостров. Появление лютни в Европе
Исторические события раннего средневековья, разворачивающиеся на стыке Востока и Запада, создали предпосылки для возникновения новой, важной, ступени в эволюции щипковых инструментов Европы. В поле нашего зрения опять попадает Пиренейский ...

Кризис классической культуры и "русский культурный ренессанс"
Многообразие боровшихся на политической арене сил, особый характер русской революции оказывали влияние на культуру, творческие и идейные искания ее деятелей, открывали новые пути для социально-культурного развития. Сложность и противоречи ...