Наследие Ислама

Статьи » Наследие Ислама

Страница 2

Бану Муса посвятили свои работы также исследованиям небесной механики и атома, послужившим впоследствии таким практическим целям как проектировка и сооружение каналов, и, к этой работе, им удалось также привлечь одного из величайших ученых 9-го века Табита Ибн Курру.

Во время своего путешествия в Византию в поисках манускриптов Мухаммад ибн Муса повстречал Табита ибн Курру, на то время денежного менялу, а также знатока в таких языках как сирийский (древнеарамейский), греческий и арабский. Под впечатлением от его учености и обширных познаний Мухаммад лично представил его халифу, который в свою очередь был также настолько поражен его образованностью, что решил назначить Табита придворным астрологом. Поскольку его знания в греческом и сирийском были на то время непревзойденными, его вклад в перевод греческих научных трудов был огромен. Он также написал семьдесят оригинальных работ по математике, астрономии, астрологии, этике, механике, музыке, медицине, а также по физике, философии и конструированию научных приборов.

Несмотря на то, что первоначально ученая деятельность в Доме Мудрости велась в основном в области математики, не исключалась также работа и над другими предметами. Одним из наиболее знаменитых ученых Бейт-аль-Хикма был Хунайн ибн Ихак. Его отец, известный на Западе под именем Иоанитиус, перевел на арабский язык целую серию греческих работ по медицине, включая клятву Гиппократа. Позже, будучи главой Дома Мудрости, Хунайн написал около тридцати собственных трактатов по медицине и сборник из десяти очерков по офтальмологии, в которых систематизировались анатомия и физиология глаза и лечение его различных заболеваний. Впервые медицинский труд подобного рода содержал анатомические рисунки. Впоследствии книгу перевели на латынь, и на протяжении многих веков была авторитетным руководством по лечению данного вида болезней как в западных так и в восточных университетах.

Выдающимися представителями исламской медицины были также Йуханна Ибн Мусавайх - специалист в области гинекологии и знаменитый Абу Бакр Мухаммад Ибн Закарийа Аль-Рази, известный на Западе как Разес. По данным библиографии его произведений Аль-Рази написал 184 работы, включая огромный сборник экспериментов, наблюдений и диагнозов "Аль-Хави" ("Всеохватывающий").

Первоисточник медицинской мудрости в исламскую эру, Аль-Рази, согласно рассказам одного из современников, был превосходным учителем и сострадательным врачом: он раздавал пищу беднякам и осуществлял за ними уход. Он также отличался здравомыслием, о чем можно догадаться по названиям двух из его работ - "Причина, по которой некоторые знатные люди и простолюдины оставляют врача, даже если он умен и искусен" и "Искусный врач не может исцелить все болезни, поскольку это за пределами возможного".

Ученые Дома мудрости, в отличие от своих современных коллег, не "специализировались" в какой-то одной области. К примеру, Аль-Рази был философом и математиком, в равной мере как и врачом, а Аль-Кинди - первый мусульманский философ, применивший Аристотелеву логику для доказательства некоторых догматов исламского вероучения, - писал научные труды также по логике, философии, геометрии, вычислению, арифметике, музыке и астрономии. Среди его работ - "Ведение в искусство музыки", "Причина редкого выпадения дождевых осадков в определенных местах", "Причина головокружения", "Перекрестное разведение голубей".

Еще одним видным деятелем Золотого Века Ислама был Аль-Фараби, который работал над разрешением столь же многих философских проблем, что и Аль-Кинди. Он написал свой знаменитый труд "Идеальный Город", наглядно демонстрирующий, насколько глубоко ислам вобрал в себя идеи и представления греков, и, в свою очередь, оставил в них свой неизгладимый след. В этом произведении предполагалось, что идеальный город будет основан на тех моральных и религиозных принципах, на которых и будет в дальнейшем строиться физическая инфраструктура. Мусульманское наследие включает в себя также достижения в области технологий. Ибн Аль-Хайтам, к примеру, написал "Книгу оптики", в которой детально рассмотрел анатомию и лечение глаза и правильно сделал вывод о том, что глаз получает свет от воспринимаемого предмета, чем и заложил основы современной фотографии. В 10-м веке он предложил проект сооружения дамбы на Ниле, который в никоей мере не был умозрительными построениями. Многие дамбы, водохранилища, акведуки, построенные в то время в странах исламского мира, существуют и по сей день.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Цыганский язык и глоттохронология
Метод глоттохронологии, предложенный в начале 1950-х гг. М. Сводешом и значительно переработанный в 1980-х гг. С.А. Старостиным, нашел широкое применение в исторических исследованиях различных языков мира. Его использование позволяет полу ...

Культура России в I-ой половине ХIХ в
Важнейшей особенностью русской культуры первой половины XIX в. является ее демократизация. В русскую культуру всё больше приходят представители непривилегированных сословий: мелких дворян, разорившихся помещиков, мещан, крестьян. Демократ ...

Самозванцы и самодержавие в России
Одним из самых удивительных явлений всей истории русского самодержавия является самозванство. С этой проблемой сталкивался едва ли не каждый российский самодержец. Анализ социальных корней самозванщины, социально-утопических идей русских ...